Ведомству Владимира Чурова уютно и спокойно за спинами правоохранителей.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Вчера «Яблоко» заявило о своем беспокойстве по поводу нарастающего вмешательства правоохранительных органов в избирательную кампанию. Такого же рода обращение к президенту готовит КПРФ. ЦИК уступил место выборного арбитра правоохранительным органам. Главными в парламентской кампании становятся не избиркомы и даже не прокуроры, а милиционеры. В ведомстве Владимира Чурова тенденцию признают. Оппозиция и эксперты увязывают ситуацию с участием в выборах президента.
У крестьян отобрали «Правду»
Активное участие подразделений МВД в выборном процессе стало яркой отличительной особенностью кампании-2007. «Раньше избиркомы первыми реагировали на нарушения, а потом включалась, если была необходимость, милиция. А теперь она вмешивается по своему усмотрению, а избиркомы потом подводят под их действия юридическую основу», – прокомментировал новую тенденцию источник в Центризбиркоме. Собеседник «НГ» объясняет такую политику стремлением оперативного противодействия оппозиции. Готовиться к выборам правоохранители принялись задолго до начала кампании. Как писала «НГ», с этой целью шел сбор данных об активистах и выдвиженцах оппозиции. Сегодняшняя тенденция бросается в глаза: почти все скандалы парламентской кампании инициированы сотрудниками правоохранительных органов. Чаще всего нападкам подвергаются самые активные соперники «Единой России». В октябре было атаковано омское отделение КПРФ. Как сообщили «НГ» в партии, 16 октября во время митинга в селе Сосновское работники РОВД выхватывали из рук односельчан транспаранты и отобрали 140 экземпляров партийного бюллетеня «Правда». Чуть ранее, 11 октября, работники ГИБДД без объяснения причин надолго задержали водителя областной ячейки, доставляющего оппозиционную прессу в отдаленные районы. 17–18 октября коммунистов Юрия Тюлепова и Ивана Минеева на дому допросили – под предлогом того, что якобы арендованные машины КПРФ стали участникми ДТП. При этом акты об авариях не предъявлялись.
Без ордера на обыск 18 октября 15 сотрудников УВД ворвались офис омского обкома и изъяли документы ООО «Флексо-Пак», в этом же здании печатавшего агитматериалы Компартии. А в типографии «Иртыш-Принт», сотрудничавшей с зюгановцами, правоохранители изъяли печатное оборудование. Первым пострадал издательский дом «Провинция», у которого сразу после распечатки коммунистических листовок 2 октября УВД и УБЭП решили проверить уплату налогов. В результате были изъяты документы и оборудование. По словам омских коммунистов, их активистов на каждом шагу преследуют составлением административных протоколов – по любому поводу. Например, в один день гаишниками был дважды составлен протокол о нарушении – непристегнутом ремне у водителя служебного авто Компартии. Хотя в обоих случаях свидетели опровергали обвинение. Всего за 22–23 октября коммунисты получили девять протоколов. Две машины ГИБДД постоянно дежурят у офиса обкома.
Изъятия 15-миллионного тиража агиток СПС, прокатившиеся по стране – в Подмосковье, Красноярске, Брянске, Кирове, Перми, – были инициированы милицией. В Московской области двух водителей, перевозивших агитматериалы, задержали. Одного из них задержали на срок более двух суток. Никаких обвинений не предъявили. А типографию, которая отпечатала материалы СПС, уже более двух недель трясут из-за нарушений правил противопожарной безопасности.
Кокаин в листовке
«Как правило, предлоги ищутся потом: то проверяют на экстремизм, то в бумаге кокаин находят, – иронизирует юрист СПС Вадим Прохоров. – В лучшем случае составляется акт изъятия. Если мы виноваты, предъявите нам, привлеките к ответственности – так нет, ничего подобного». Милиционеры неохотно исправляют свои ошибки. Так, в Удмуртии вернули арестованное, а в Кирове еще нет. По словам Прохорова, аналогичная ситуация возникла в Брянской области. Там сотрудники милиции обходят квартиры доверенных и уполномоченных лиц, фабрикуя мифические административные дела и заставляя активистов сдавать агитационную литературу. И даже когда СПС успешно опротестовала их действия в суде, милиционеры не вернули изъятое.
К концу кампании методы ужесточаются. СМИ уже писали о задержании в начале ноября несовершеннолетнего племянника═главы ЦКРК═Владимира Никитина. К примеру, действия милиции 7 ноября 2007 года в Нижнем Новгороде сильно напоминают апрельский разгон московского марша несогласных. На митинге КПРФ, как оказалось, только присутствие журналистов останавливало правоохранительные органы от избиения митингующих. Как только журналисты покинули мероприятие, к участникам митинга подъехал автобус с милиционерами. Коммунистов стали заталкивать внутрь, а замруководителя юрслужбы ЦК КПРФ Андрею Клычкову разбили часы, повредив руку. Были доставлены в участок члены избирательных комиссий Нижегородской области Михаил Гвилия и Алексей Журавлев. Уже в отделении милиционеры признали, что не имеют права без согласия Генпрокуратуры и прокуратуры области задерживать избиркомовцев. Зато правоохранители наказали депутата гордумы Нижнего Новгорода Алексея Перова, на которого составили протокол об административном правонарушении. Заключалось оно в том, что Перов прошел по улице в красном шарфе с символикой КПРФ и с цветами.
Юрист СПС сетует на порочность такой практики – в ст. 20 ФЗ «Об основных гарантиях...» указано: выборы – компетенция избиркомов. «Раньше милиция не вмешивалась в выборы без представления комиссий. Сейчас, как я понимаю, по линии МВД прошла ориентировка: вмешиваться можно, – говорит Прохоров. – Участие в кампании президента, с их точки зрения, явилось некоей индульгенцией для милиции. Если раньше они сомневались, например, насчет эсэров, которые якобы тоже президента поддерживают, то теперь стало ясно – защищать нужно одну-единственную партию, а всех остальных надо мочить».
По мнению Прохорова, на ситуацию повлияла также смена власти в главном избирательном ведомстве: ЦИК под руководством Вешнякова действительно руководил выборами. Нынешний состав Центризбиркома озабочен, похоже, только явкой. Права политических партий не защищены, а отданы на откуп правоохранительным органам, огорчается Прохоров.
Политолог Александр Кынев уверен: повышение роли правоохранительных органов в выборном процессе – прямое следствие попыток власти использовать все возможные рычаги: «С одной стороны, по линии исполнительной вертикали нагибают всех, кого можно, с другой – с помощью правоохранительных органов максимально препятствуют деятельности оппонентов». Политолог согласен, что участие президента – это стимул для местных чиновников, желающих выслужиться: «Они понимают, почем нынче «хороший» результат на выборах, и стремятся добиться его всеми возможными и невозможными способами».
Кынев считает, что ситуацию усугубляет самоустранение Центризбиркома от ведения кампании: «Милиция и раньше не обращала внимания на мнение избиркомов, но ЦИК мог бы публично обратить внимание на безобразия, мог, что называется, вести себя приличнее. Но сейчас он не делает даже этого. В ситуации с конфискацией агитпродукции СПС ЦИК ушел в кусты – он не занял никакой позиции, он просто старается не обращать на это внимания».