Партийное присутствие в телеэфире становится все более насыщенным, «Единая Россия» по-прежнему сохраняет лидерство, ее преследователи держатся плотной группой, делая акцент на критике партии власти. Таковы главные выводы из представленных «НГ» результатов мониторинга телевизионных СМИ, проведенного в последние две недели компанией «Медиалогия».
В понедельник Центр экстремальной журналистики (ЦЭЖ) представил плоды своих трудов по изучению новостного пространства главных российских телеканалов в октябре. ЦЭЖ принимал во внимание только информационные выпуски, выходившие с шести часов вечера до полуночи. Результаты оказались вполне предсказуемыми: в среднем около 90% времени телевидение уделяет президенту, госструктурам и партии власти. Директору ЦЭЖа Олегу Панфилову эта ситуация напомнила анекдот о том, что содержание советских новостей – это Брежнев и две минуты о погоде.
Впрочем, Панфилов отметил: год назад было еще хуже – кроме «Единой России», других партий в телевизионном пространстве практически не было, а сейчас они худо-бедно, но представлены в эфире. Однако доля эфирного времени, выделяемого телеканалами для освещения новостей от единороссовских конкурентов, мизерная. Например, на Первом партии власти уделялось 16% времени новостных выпусков, в то время как остальные политические структуры недотянули и до 1% (кроме «Справедливой России», чей показатель 1,2%).
Между тем компания «Медиалогия» изучила, как часто упоминались партии в телеэфире с 29 октября по 11 ноября. Как и следовало ожидать, начало предвыборной агитации в СМИ сказалось на масштабе присутствия участников думского марафона на телевидении. Если на позапрошлой неделе сообщений с упоминаниями партий было 116, то на неделе минувшей на телеэкраны вышли уже 188 партийных сюжетов. Из основных претендентов на места в парламенте прибавили почти все. Лишь «Яблоко» продемонстрировало отрицательную динамику: на стыке октября и ноября партия упоминалась 40 раз, а по данным последнего мониторинга – только 34.
Преследователи «Единой России» идут все более плотной группой. Явных середняков и аутсайдеров уже нет. Показателен пример того же «Яблока», которое на позапрошлой неделе неожиданно встало на четвертую строчку в рейтинге, оттеснив эсэров, упоминавшихся всего 36 раз – вровень с СПС.
А на минувшей неделе из традиционных аутсайдеров – правых партий – прибавил уже СПС, который присутствовал в 44 телевизионных сюжетах. Это неудивительно: новостей, связанных со структурой Никиты Белых, действительно было немало, хотя для партии они имели по большей степени негативный характер. Например, основные телеканалы не преминули отметить сокращение предвыборного списка правых, который в массовом порядке покинули ряд партийных функционеров в регионах.
Лидером по росту упоминаемости стала КПРФ, чей показатель количества сообщений вырос с 46 на позапрошлой неделе до 77 на неделе минувшей. Главная причина столь значительного роста очевидна – ни один телеканал не обошел вниманием празднование 7 ноября, устроенное коммунистами в Москве. Первый канал посвятил этому почти целый сюжет, немного разбавленный новостями о том, как годовщину революции отметили мироновцы. Впрочем, репортер Первого не упустил случая рассказать и о пробках, возникших на центральных улицах Москвы из-за акции КПРФ, и о скромных масштабах выступлений коммунистов в Санкт-Петербурге.
Еще один фактор, повлиявший на расклад сил в телеэфире в последнюю неделю, – предвыборные дебаты, которые также учитывались «Медиалогией» в своем исследовании. Заметим: интерес к ним даже самих партий, не говоря уже об избирателях, невелик. Например, на питерском телевидении старт политической агитации провалился: представители Демократической партии, Партии социальной справедливости и «Патриотов России» попросту проигнорировали запланированную на 6 ноября дискуссию друг с другом. «Надеюсь, что завтра все-таки кто-нибудь придет», – отреагировал на ситуацию ведущий дебатов.
На федеральном телевидении агитация идет сравнительно более активно и стала сказываться на показателях партий. Самым примечательным в этом смысле стало значение индекса информационного благоприятствования (ИИБ) у единороссов. Чем выше это значение, тем более позитивно и выгодно представлена партия в материалах СМИ. Партия власти всегда была во главе этого рейтинга – ее показатель обычно не снижался ниже 100. Однако на минувшей неделе медведи откатились сразу на пятую позицию с показателем 32. Меньше только у СПС, а лидером рейтинга с показателем 95 стала КПРФ.
Характерно также, что на минувшей неделе в телеэфир вышло сразу восемь сообщений негативного характера о партии власти. Обычно ни одну политическую структуру не критикуют столь активно. Эти изменения – очевидное следствие проводившихся на прошлой неделе теледебатов, которые, таким образом, отчасти компенсируют доминирование «Единой России» в новостных и аналитических программах.
Индекс партий по рейтингу информационного благоприятствования на ТВ 5-11 ноября (по данным "Медиалогии")
Рейтинг | +/- | Название объекта | Индекс |
1 | +2 | КПРФ | 96,86 |
2 | 0 | ЛДПР | 93,40 |
3 | +2 | "Яблоко" | 86,51 |
4 | 0 | СР | 68,94 |
5 | -4 | ЕР | 32,49 |
6 | 0 | СПС | -56,62 |
═
Упоминаемость политических партий на ТВ 29 октября - 4 ноября (по данным "Медиалогии")
Объект | Всего сообщений | Конфликтных сообщений | Главная роль | Негативный характер | Позитивный характер | Прямая речь | Пересказ прямой речи |
ЕР | 74 | 6 | 9 | 1 | 4 | 34 | 1 |
КПРФ | 46 | 1 | 1 | 0 | 2 | 24 | 3 |
ЛДПР | 46 | 3 | 3 | 0 | 2 | 25 | 0 |
"Яблоко" | 40 | 4 | 3 | 0 | 1 | 11 | 2 |
СР | 36 | 2 | 4 | 1 | 1 | 18 | 0 |
СПС | 36 | 3 | 3 | 2 | 1 | 9 | 1 |
В отчете проанализировано 116 сообщений на 5 телеканалах.
Упоминание политических партий на ТВ 5-11 ноября (по данным "Медиалогии")
Объект | Всего сообщений | Конфликтных сообщений | Главная роль | Негативный характер | Позитивный характер | Прямая речь | Пересказ прямой речи |
ЕР | 90 | 12 | 18 | 8 | 5 | 35 | 3 |
КПРФ | 77 | 5 | 23 | 2 | 8 | 31 | 4 |
ЛДПР | 51 | 2 | 7 | 0 | 3 | 31 | 0 |
СР | 49 | 3 | 10 | 0 | 5 | 31 | 1 |
СПС | 44 | 4 | 13 | 4 | 1 | 25 | 0 |
"Яблоко" | 34 | 1 | 10 | 0 | 4 | 21 | 0 |
В отчете проанализировано 188 сообщений на 5 телеканалах
═