Избирательная кампания партии власти проносится галопом по улицам Москвы.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Главные улицы и площади столицы украшены гигантскими плакатами с пометкой: оплачено из избирательного фонда «Единой России». Лозунги безапелляционно утверждают: «Москва голосует за Владимира Путина!» Оппозиция возмущена напористостью единороссов: ее собственная реклама безжалостно искореняется. Эксперты объясняют ситуацию стремлением партии власти представить свою победу в умах избирателей естественной и неизбежной.
Кто не с нами...
Замначальника предвыборного штаба единороссов Валерий Рязанский утверждает – к его партии не может быть претензий: «Законодательство о выборах не нарушено». Однако следует признать, что психологический эффект от подобной рекламы двоякого свойства. Оборотная сторона лозунга – хорошо знакомое, ленинско-сталинское: кто не с нами, тот против нас. Подразумевается: любой москвич, позволивший себе выбрать в бюллетене для голосования не ЕР, а другую партию, – жалкий отщепенец, выступающий не только против Бориса Грызлова, но и самого президента. И нужно быть по-настоящему убежденным человеком, чтобы противиться такому неприкрытому давлению.
Член Всемирного совета психотерапии Александр Кантор готов отдать должное пропаганде «Единой России»: «Лозунги, их большой объем, включенный в архитектурную среду, делает подобного рода утверждения не только значимыми, но и само собой разумеющимися. Таким образом, это не просто текст, который ты прочел, подумал, принял или не принял. Можно посмеяться, но запоминается это в большей степени, чем что-либо иное. Лозунг «Единой России» стал частью пейзажа, а как с пейзажем можно спорить? А маленький размер, ассоциирующийся с книжкой, это надо еще думать – «Яблоко», КПРФ, кого, чего? А тут и думать не надо, лозунг сам тебя ведет, ты включаешься в него. Это больше, чем давление. Плакат просто растворяет человека в этом лозунге, который становится частью нашего «я».
По мнению психолога, логика здесь такая: зачем выбирать? «Эти утверждения поданы в неконкурирующей, само собой подразумевающейся форме. Нас призывают не голосовать, не действовать, признавая написанное как часть повседневного. Это не агитация, а просто включение, поглощение тебя, тут даже выбора нет: Путин, как и Сталин, наше все – наша слава боевая, наша юность и полет...»
Ничего нового психолог-культуролог в методике пиарщиков партии власти не заметил. В свое время Геббельс говорил: «Ложь должна быть грандиозной». Грандиозной не только по фантастическому содержанию, но и по форме, которая играет едва ли не главную роль в успехе предвыборного зомбирования электората. По этой же причине в свое время в небо на дирижаблях запускали портреты Сталина и членов политбюро, отождествляя их в массовом сознании с естественными явлениями природы.
Член Центризбиркома Игорь Борисов, курирующий «Единую Россию», говорит, что выявление подобного рода истинности или лжи на агитационных материалах не входит в компетенцию комиссии. «Когда в ЦИК поступают на заверение образцы агитационной продукции, мы смотрим прежде всего формальную сторону, которую можем проверить быстро. Речь идет о соответствии выходных данных, правомерности использования тех или иных образов. Также комиссия отслеживает, чтобы оплата материалов проходила из избирательного фонда партии». В отношении плаката «Единой России» в этом плане все нормально.
Вопрос, по мнению Борисова, может возникнуть только с точки зрения использования слова «Москва» в рекламных целях: «Кто-нибудь из участников выборов может оспорить правомерность использования названия столицы «Единой Россией», обвинив ее во лжи. Но, если судить по результатам предыдущих президентских выборов, мне кажется, партия власти легко докажет в суде истинность этого высказывания». Заметим: за нынешнего лидера списка партии власти Владимира Путина в 2004 году отдали голоса более половины, почти 71% москвичей.
Голых не разденут
Лидеры оппозиции возмущены поведением конкурентов. Глава думской фракции «Справедливая Россия» Александр Бабаков отметил, что такого рода плакаты «не украшают ни партию власти, ни любые другие партии». Он назвал неправильной ситуацию, когда политструктура «выдает свое мнение за мнение избирателей». Депутат уверен, что ему вывесить такой же плакат с надписью «Москвичи голосуют за Миронова!» «не разрешили бы однозначно». «Избирателей Москвы еще никто не спросил, а власть уже выдает желаемое за действительное, – сетует один из лидеров первой тройки КПРФ Николай Харитонов. – Они распоясалась капитально и используют на полную катушку колоссальные административные возможности».
Глава фракции ЛДПР Игорь Лебедев разделяет мнение коллег: «Нас бы заставили такой плакат снять в тот же день, в который мы его повесили бы», – сказал он. Более того, сообщил Лебедев, даже нейтральный, по его словам, лозунг ЛДПР нынешней кампании – «Не врать и не бояться» – вызывает возражения властей. «В 90% регионов, где мы повесили свои плакаты, нас под тем или иным предлогом заставляют их снимать. Либо методами шантажа и запугивания, либо методом простого выкапывания столбов», – заявил лидер думских либерал-демократов. Административный ресурс включен на полную катушку, считает он. Игорь Лебедев также уверен, что такое бесконечное «использование честного, чистого и светлого имени Путина не сыграет на руку «Единой России».
Оппонентам ЕР приходится ограничиваться прямыми призывами голосовать за партию, отказываясь от изобретения других лозунгов. Однако даже это не спасает от произвола властей. В Москве в ночь на 12 ноября таинственным образом пропало несколько десятков билбордов «Справедливой России» с изображением лидера и словами – «Выбирай справедливость!». На дорогах остались пустые фанерные щиты. Схожие эксцессы происходят в регионах. Билборды, снабженные совершенно «беззубым» призывом «Голосуй за «Справедливую Россию!» вызвали негативную реакцию властей Ростова-на-Дону. «В пятницу мы развесили билборды, а в выходные едем – их уже нет, – рассказали корреспонденту «НГ» в региональном штабе эсэров. – Стали звонить рекламщикам – те разводят руками, сами не знают, куда все исчезло». Мироновцы направили жалобы в прокуратуру, местный избирком и ЦИК, однако слабо надеются на внимание со стороны этих структур.
Весьма агрессивной могла получиться агитация СПС. По словам главы избирательного штаба правых Антона Бакова, партия сдала в Центризбирком документы для регистрации слогана «План Путина – путь назад», и в ЦИКе его не запретили, поскольку «это ничему не противоречит». Впрочем, избирателю встреча с билбордами СПС не грозит. «Теперь у нас нет ни денег, ни мест, – страдальчески отмечает политтехнолог. – Зато стало проще – голых уже не разденут». Отсутствие конкуренции в агитационной продукции порождает у радикально настроенных граждан желание «объявить войну билбордам». Еще в начале сентября сотрудники правоохранительных органов столкнулись с фактами порчи плакатов партии власти. В Пскове злоумышленники сожгли четыре билборда «Единой России», аналогичные случаи зафиксированы по всей стране. Нередко хулиганы дописывают или удаляют буквы, искажая тем самым смысл предвыборного лозунга.