У будущего есть имя.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
«Единая Россия», изменившая концепцию избирательной кампании после включения в партийный список президента, оказалась перед сложной дилеммой. С одной стороны, Владимир Путин добавил ЕР голосов. Однако и на прошлых выборах показатели единороссов оказались рекордными. Теперь же им придется показать совсем заоблачные результаты – положение обязывает. Совершить этот подвиг непросто. Губернаторы застыли в напряжении: именно им придется проводить в жизнь линию партии. Некоторые напряжения такого не выдерживают.
Рекордные показатели на парламентских выборах нужны ЕР, похоже, еще и для того, чтобы поставить Владимира Путина в уникальное положение в сравнении с новым главой государства. Кто бы ни стал президентом в 2008-м, его личный рейтинг окажется ниже путинского: именно поэтому выборы медведи уже нарекли референдумом. На эту схему работают, кстати, и регулярные попытки партии вбросить в общество идеи самых экзотических вариантов будущего трудоустройства нынешнего руководителя России.
По данным Центризбиркома, кандидат в президенты Владимир Путин получил в 2004 году 71,3% голосов. Из регионов только три: Приморский край (59,37), Белгородская область (54,82), Оренбургская область (58,79) дали меньше 60%. В трети российских субъектов (32 региона) уровень поддержки нынешнего главы государства составил от 70 до 80%. Свыше 80% избирателей, пришедших на участки в девяти областях, также проголосовали за Владимира Путина. Абсолютными рекордсменами, превысившими планку в 90%, стали Башкирия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Мордовия и Чечня. Первенство взяла Ингушетия (98,18%).
Между тем, как стало известно «НГ», губернаторам уже поставлена четкая задача: каждый из них должен обеспечить ЕР такое количество голосов, чтобы оно ни в коем случае не было ниже показателей Путина в 2004 году, а лучше – превышало их на 2–3%. Как рассказал «НГ» один из руководителей КПРФ, «губернаторов время от времени вызывают или на уровень полпредов, или в Кремль, напоминая о поставленной планке и настаивая на том, что задача должна быть выполнена безусловно».
Обеспечить такие высокие результаты будет нелегко. Посвященные тяжелой теме встречи проходили не только с губернаторами, но и в рамках совещаний с лидерами троек, с составами троек, с руководителями штабов. Во вторник о «великом рубеже», похоже, напомнили кандидатам в депутаты Госдумы. После совещания с замглавы кремлевской администрации Владиславом Сурковым работать на этот высокий результат заставили даже тех, кто стоит на заведомо непроходном месте и знает об этом. Депутаты жалуются, что приходится отложить даже вопросы дальнейшего трудоустройства – ведь портить отношения с партией власти себе дороже. Опрошенные корреспондентом «НГ» представители оппозиции оказались в курсе подобных договоренностей. «Слухи об этом идут, но ничего конкретного сказать пока нельзя», – сообщил первый зам лидера думской фракции «Справедливая Россия» Иван Харченко. «В ситуации, когда «Единая Россия» пытается перевернуть выборы с ног на голову и представить их как референдум доверия президенту, губернаторам делаются намеки, что результат нужно равнять под результаты Путина в 2004 году, – полагает первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников. – Ведь если они будут ниже, то выйдет, что Владимир Путин теряет популярность». Партийцы-оппозиционеры в один голос заявили, что уверены в невыполнимости таких приказов: часть общества явно разочаровалась в проводимой властью политике, а следовательно, и «стартовая база для того, чтобы «лепить» высокий результат, так или иначе скукожилась», да и общение с избирателями все больше и больше убеждает в том, что люди все-таки разделяют Путина и «Единую Россию». «Отношение к президенту очень хорошее, а к ЕР – очень плохое», – уверен Харченко. По его расчетам, ЕР никак не может получить более 60%.
А задачу, которую якобы Кремль ставит перед губернаторами, Иван Харченко назвал маразмом. По его словам, именно так и выглядят требования собрать в том или ином регионе чуть ли не 100% голосов. Между тем, например, координатор думской фракции КПРФ Сергей Решульский сообщил «НГ», что главы отдельных регионов действительно стоят перед непростым выбором. «Хорошо тем из них, у кого в 2004 году было 50, 60 или даже 70% голосов. А что делать тем, у кого уже тогда было за 90, как, к примеру, в моем родном Дагестане? Им что, надо действительно доводить цифру до 100%? Я вообще-то уже предупредил чиновников у себя в регионе – осторожнее, смотрите не проскочите до 105%», – смеется депутат, комментируя девятый вал административного ресурса.
Замначальника управления пресс-службы губернатора Иркутской области Сергей Медведев опроверг информацию о получении каких-либо инструкций на этот счет, однако подтвердил «НГ», что вчера губернатор Александр Тишанин отправился в Москву в администрацию президента. Хотя и затруднился назвать официальную цель его посещения столицы.
Источник «НГ» в окружении главы Смоленской области сообщил, что действительно у них требуют повысить результаты выборов: «Не скажу, что приглашают и сурово топают ногами, но разговор постоянно ведут по этому поводу, – сообщил собеседник «НГ». – Нам прямо говорят, процент должен быть высоким, как на выборах президента, например у нас – 65%. Мы его, конечно, достигнем». Сам губернатор Смоленщины Виктор Маслов лично возглавляет штаб ЕР. В последний раз он был в Кремле на этой неделе, на вручении ордена Воинской славы городу Ельне. Замглавы исполкома ЕР по Смоленской области Олег Кудинов подтвердил, что такая задача (достичь уровня в 65%) перед ними поставлена.
Между тем не все руководители, от которых зависит реализация амбициозных предвыборных планов кремлевской администрации, выдерживают беспрецедентное давление с этим связанное. Напомним, глава горадминистрации Саратова Николай Романов 2 ноября без объяснения причин подал в отставку. «Неожиданной» отставку назвали лишь в региональном отделении партии «Единой России», членом которой является Романов (единороссы же выдвигали его на пост сити-менеджера). «Поскольку Николай Степанович в настоящее время поправляет здоровье, не исключено, что его отставка связана именно с этим», – предположил в беседе с корреспондентом «НГ» замруководителя местного исполкома партии Виктор Токарев. Представители других политических сил, представленных в Гордуме, напрямую связали отставку с выборами. В частности, секретарь Саратовского обкома КПРФ Сергей Афанасьев полагает, что «от Романова требовали обеспечить определенный процент на выборах для одной из партий, а он в такой обстановке просто не смог работать». Представитель ЛДПР в городской Думе Константин Гризоглазов предположил, что вдохновить Романова на написание заявления об отставке могли сами единороссы: «В Саратове рейтинг ЕР не превышает 40%. Нужен был тот, на кого можно свалить вину за такой результат».
Политолог Александр Кынев считает выбранный властью ориентир на результаты 2004 года блажью: «Нужно учитывать, что тогда были совершенно иные условия кампании. Во-первых, там выступал Путин без «Единой России», а во-вторых, это вообще была игра в поддавки: в выборах не участвовали Жириновский и Зюганов. Максимум, на что они (единороссы - «НГ») могут рассчитывать, – 50–52%, учитывая наметившееся падение рейтинга президента и партии. Фальсифицировать же в таких объемах невозможно».
Директор Международного института политэкспертизы Евгений Минченко согласен с коллегой: ЕР такой результат не нужен. «Это еще одна заначка на будущее для Владимира Путина, – объясняет эксперт логику действий власти. – Они взялись играть в эту рискованную игру «национальный лидер», который не премьер и не президент, но любим всеми россиянами. Соответственно легитимность Путина должна быть выше, чем следующего президента. Нам уже сказали, что это выборы не партии, а президента».
Саратов