Музей имени Андрея Сахарова находится на грани закрытия из-за резкого сокращения западных грантов. Согласно официальным данным, более тысячи действующих в Москве некоммерческих организаций, не смогли получить прописку в государственном реестре НКО. Все эти процессы свидетельствуют о кризисе гражданского общества в России.
Вчера главный госрегистратор Москвы Иван Кондрат доложил о результатах деятельности Федеральной регистрационной службы (ФРС) в столице. В его докладе прозвучали неутешительные цифры. Начиная с апреля 2006 года, московским подразделением ФРС внесены в реестр 6 624 организации, еще 1 380 – отказано. Особый интерес ведомства вызвали НКО, имеющие среди спонсоров иностранных физических и юридических лиц. В Москве, по данным ведомства, зарегистрировано 357 подобных организаций. Борьба с капиталом западного происхождения неожиданно дала плоды, но на другом «фронте». На днях директор Музея Сахарова Юрий Самодуров объявил, что в 2008 году музей будет вынужден уволить всех сотрудников и прекратить выполнение своих функций. Львиная доля средств, на которые существовало учреждение, приходилось на гранты зарубежных фондов.
У «чисто российских» организаций, прошедших сито Росрегистрации, меньше проблем не стало. Как и предсказывали правозащитники, НКО столкнулись с новыми трудностями, связанными с необходимостью постоянно отчитываться перед ФРС. Управление регулярно проводит плановые, а также «сигнальные» проверки деятельности организаций. В результате с апреля 2006 по ноябрь 2007 в Москве были ликвидированы через суд 177 НКО. Также суды наложили штрафы на 67 организаций. Главный московский регистратор был откровенен и уточнил сумму штрафа – 5 тысяч рублей. «Часом икс» для большинства НКО станет 15 апреля 2008 года – срок, до которого им необходимо предоставить ежегодные отчеты о своей деятельности.
Претензии, на основании которых выносятся предупреждения, кажутся подчас формальными. В названиях организаций допускается использование слова Россия, однако запрещено использовать наименование «Россия». В печатях некоторых организаций неправомерно используется герб России. Нередко чиновники Росрегистрации ставят в вину НКО многочисленные грамматические ошибки в документах.
Напомним: представители НКО больше всего возмущались бессмысленностью самой процедуры отчетности. По мнению председателя МХГ Людмилы Алексеевой, сотрудникам ФРС понадобится 80 лет непрерывного чтения, чтобы ознакомиться с годовыми отчетами всех российских общественных организаций и НКО. Вчера Кондрат фактически признал справедливость рассуждений правозащитницы. «Десять человек, которые есть в распоряжении московского ФРС, не могут обеспечить планомерную работу по обеспечению контроля за деятельностью НКО». При этом он подчеркнул, что сотрудники ФРС создают «максимум комфортности для деятельности организаций». В качестве примера Кондрат привел четыре семинара-совещания по вопросам регистрации и отчетности, состоявшиеся в марте. «У нас нет никакой цели добиться ликвидации, либо принятия каких-то нервных действий», – уверял вчера чиновник.
Между тем руководители НКО скептически отнеслись к обещаниям «комфорта». «Умножьте четыре семинара на 30 или даже 50 человек – понятно, что только мизерная часть НКО может пройти эти семинары, – отметил в разговоре с корреспондентом «НГ» лидер Молодежного правозащитного движения Андрей Юров. По мнению эксперта, сегодня чиновники никак не помогают организациям легализоваться, истолковывая закон в свою пользу. Существующая форма отчетности максимально усложнена. На отчет организации в среднем уходит 40-50 человекочасов, что для большинства НКО очень много. В итоге организации не занимаются своей прямой социальной деятельностью, а тратят время на обслуживание чиновников.