Государственная Дума единогласно одобрила приостановление Договора об обычных вооруженных силах в Европе. За эту меру, предложенную президентом РФ, высказались 418 депутатов. Глава государства, впрочем, может возобновить участие России в ДОВСЕ в любой момент – вчерашний закон дает ему полное право.
Фракция «Единая Россия» уже давно объявила о полном согласии с выдвинутой Владимиром Путиным инициативой, да и другие думские подразделения голосовать против не собирались. Однако обсуждение оказалось по-настоящему серьезным. Заместитель министра иностранных дел Сергей Кисляк доложил о политических аспектах ДОВСЕ и нынешней позиции РФ по отношению к нему, а начальник Генерального штаба Вооруженных сил Юрий Балуевский – о военной стороне приостанавливаемого договора.
Сергей Кисляк заявил, что «принятие положительного решения политически полностью оправданно и юридически необходимо». Замминистра в принципе не сказал депутатам ничего нового. Он еще раз повторил, что Россия всегда соблюдала взятые на себя по ДОВСЕ обязательства – даже тогда, когда обстановка в Европе полностью изменилась. «Мы продолжали осуществление старого договора в расчете на выполнение нашими партнерами принятого в 1999 году политического обязательства о скорейшей ратификации соглашения об адаптации», – отметил он. Однако НАТО, подчеркнул представитель МИДа, ратифицировать адаптированный ДОВСЕ отказывается, требуя выполнения от нашей страны так называемых стамбульских договоренностей – о выводе российских войск и вооружений из Грузии и Молдавии. Кисляк жестко заявил, что Россия последние договоренности уже выполнила, но позиции НАТО это так и не изменило.
То же самое, но в еще более категоричной манере депутатам повторил и начальник Генштаба. Юрий Балуевский напомнил: после распада Варшавского договора, с которым НАТО ДОВСЕ и заключало, «механизмы, предназначенные для поддержания баланса сил, фактически перестали соответствовать современным европейским реалиям и в полной мере отвечать требованиям военной безопасности России». Балуевский также подчеркнул, что, несмотря на ущемление своих интересов, Россия всегда соблюдала все пункты старого ДОВСЕ, хотя в последнее время западные страны пользовались им исключительно в собственных – в том числе и разведывательных – интересах.
Отвечая экспертам – и европейским, и российским, которые уверяют, что квоты, доставшиеся НАТО, виртуальны и эта организация никогда их не выберет, начальник ГШ заявил: его ведомство «предпочитает брать в расчет не намерения, а реальные потенциалы». Балуевский также привел данные о высокоскоростном вооружении бывших республик Советской Прибалтики, ставших теперь членами НАТО. Эти государства, подчеркнул он вслед за Сергеем Кисляком, вообще выпали из-под действия ДОВСЕ. «Разрушение ДОВСЕ, если таковое произойдет, произойдет не по вине России и не будет невосполнимой потерей для нашего государства. А вот для государств Европы это будет масштабная и чувствительная потеря. Россия готова сыграть свою роль, но не в ущерб собственной безопасности» – такими словами Балуевский призвал Думу поддержать закон о приостановлении ДОВСЕ.
Естественно, молча проголосовать депутаты не могли. Сначала были заданы жесткие вопросы, весь смысл которых сводился к следующему: почему приостанавливаем договор только сейчас, не обманут ли Россию снова и не стоит ли вообще выйти из ДОВСЕ. МИД и Минобороны сообщили, что раньше Россия надеялась на разумный подход НАТО, никто нас теперь обмануть не сможет, а новый договор можно будет разрабатывать только после того, как западная сторона ратифицирует и начнет исполнять адаптированный ДОВСЕ. Коммунисты и «Патриоты России» резко критиковали исполнительную власть, ЛДПР – коммунистов, а ЕР – США и НАТО. В общем, дебаты прошли в традиционной для нынешней Госдумы манере. И хотя критики было много, никто не проголосовал против, более того, ни один критикан даже не посмел воздержаться.