Вчера Владимир Путин призвал правительство существенно ужесточить критерии надежности отечественного вооружения, прежде всего продукции, поставляемой за рубеж. Выступая на заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству, глава государства также дал понять, что необходимо усилить контроль и над странами – импортерами российского вооружения.
По словам президента, от качества поставляемой техники «напрямую зависит доверие зарубежных партнеров к военно-техническому потенциалу России, да и возможности наших вооруженных сил». А «качество военного экспорта – это не только военно-техническая категория, это вопрос престижа нашего государства». Президент также подчеркнул, что ответственность за поддержание такого престижа «должна быть поделена между всеми участниками, звеньями ВТС, включая и правительство России». «Нам важно не только закрепить позитивные тенденции в сфере ВТС. Главное – с увеличением экспортных объемов должна расти и ответственность – я обращаю внимание руководства правительства, – ответственность за качество поставляемой за рубеж продукции, особенно сложных военных систем и комплексов», – говорил глава государства участникам встречи. «Разумеется, полностью исключить какие-то сбои в этой сфере невозможно. Но нужно существенно ужесточить критерий надежности нашей военной техники», – отметил Путин.
Как заявил обозревателю «НГ» президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов, «остается только сожалеть, что президент и Верховный главнокомандующий озабочен только тем, что за рубеж поставляется техника не очень высокого качества». «Ориентация ВПК на поставку своей продукции зарубежным странам за годы существования новой России привела к возникновению уродливой кооперации. Развивались только те отрасли военной промышленности, продукция которых была востребована на мировом рынке вооружений. А те предприятия и научно-исследовательские институты, которые должны были обеспечивать Российскую армию, дряхлели, деградировали или просто умирали», – заявил генерал.
Он также отметил, что все эти процессы не могли не сказаться на качестве отечественной продукции военного назначения. «До сих пор вся военная промышленность держится на тающем военно-промышленном потенциале бывшего СССР. Сегодня речь надо вести не столько о качестве оружия, посылаемого за пределы России, сколько о воссоздании системы разработки и производства вооружений для армии России и ее союзников. Все прочие меры будут просто латанием дыр в тришкином кафтане отечественной оборонки», – заключил Ивашов.
Второй вопрос, который поднял вчера Путин на заседании комиссии по ВТС, – «обеспечение надежного контроля за целевым использованием заказчиками» поставляемых им российских вооружений и систем. Президент, правда, особо отметил, что поставки российского оружия направлены исключительно на укрепление обороноспособности тех стран, которым поставляется военная продукция, а также на поддержание стабильности и укрепление безопасности этих государств. Соблюдение международных обязательств в военно-технической сфере, в частности режима экспортного контроля, президент назвал «абсолютным приоритетом» для России. Вместе с тем глава государства подчеркнул: Россия не позволит навязывать ей ограничения на поставки вооружений за рубеж, если они не нарушают международных норм. «Любые попытки навязать иные (помимо международных санкций) ограничения, основанные на односторонних и политизированных оценках, не могут и не будут приняты нами во внимание», – заявил Путин.
Руководитель московского представительства Института мировой безопасности Иван Сафранчук полагает, что «Путин хотел дать понять западным партнерам: Россия не продает оружие кому попало, и он, глава государства, следит за этим самым тщательным образом». Сафранчук напомнил, что, «когда года два-три назад в Сирию хотели поставить ракетные комплексы «Искандер-Э», Путин демонстративно запретил эту сделку, как бы показав тем самым, что он санкционирует продажу оружия далеко не всем врагам Соединенных Штатов». «Может быть, сейчас возникла аналогичная необходимость, – заключил эксперт. – Во внутреннем же понимании этой проблемы президент, видимо, жестко напомнил соответствующим чиновникам, что торговля оружием – это не только бизнес, но и политика, может быть, даже политика в большей степени, чем бизнес».