Образец «спекуляции» образом президента.
В избирательную кампанию включились полпреды. В распоряжении «НГ» оказалось письмо главного инспектора по одному из регионов ЦФО к председателю местной избирательной комиссии. В документе предельно лаконично говорится: руководитель избиркома должен «взять под личный контроль и не допустить использования высказываний и изображений президента РФ Владимира Владимировича Путина участниками избирательной кампании».
Как стало известно «НГ», на этот документ просили обратить особое внимание и на последнем совещании по вопросам избирательной кампании в полпредстве ЦФО (письма были разосланы в середине октября). Аналогичные мероприятия, по данным «НГ», проведены по всей стране. Вчера, например, такое совещание прошло в ЮФО. Пикантность ситуации в том, что «Единой России» после ее последнего съезда никакого особого разрешения на «использование» образа главы государства уже не требуется. Однако партийное руководство, получив это право, делегировало его отнюдь не всем лидерам своих списков в регионах.
По данным «НГ», этой же теме в середине октября штабисты посвятили отдельное совещание. «Мы не должны размывать образ нашего морального лидера», – убеждали на нем региональшиков руководители штаба ЕР. Местных партийцев попросили извещать предвыборный штаб о попытках «размывания». Источник «НГ» в партии подтвердил: руководители ряда регионов получили с начала агитационного периода выговоры по партийной линии за самовольное использование изображения Владимира Путина. Похоже, губернаторы без согласований стали вытаскивать на свет божий бережно хранимые фотоархивы, где хранятся свидетельства встреч с президентом. Стало известно, что разрешение на использование образа Путина получили лишь 27 из 65 глав регионов, участвующих в выборной кампании «Единой России».
Как сообщил источник «НГ» в одном из избиркомов ЦФО, послание полпредства поставило в тупик его коллег – ЕР имеет право на использование президентского образа, но в письме ее особый статус не оговаривается. Непонятно должны ли избиркомы реагировать и по ее поводу: «А если губернатор – единоросс и лидер списка – не получил разрешения использовать изображение или, наоборот, получил его? Откуда мы это узнаем? Это их внутрипартийные проблемы, почему мы должны вмешиваться?»
По закону, согласие на использование образа того или иного лица должно предоставляться в избиркомы по месту выпуска агитационной продукции – вместе с ее образцами. Разрешение у «Единой России» на использование образа президента имеется, так что с юридической точки зрения избиркомы не имеют никакого повода для такой острой реакции на «злоупотребления» региональных единороссов.
Перестраховка
Между тем директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко уверен: письмо это направлено не столько на пресечение спекуляций с образом Путина региональными единороссами, сколько на противодействие организации антипрезидентской кампании других партий. «Государственная концепция этой кампании – такие незаметные выборы, которые идут как бы сами по себе. И это даже не выборы депутатов Госдумы, а референдум в поддержку остается единственным путем преодолеть 7-процентный рубеж – атаковать не только ЕР, но и Путина», – говорит политолог. Атаковать же, по его словам, Путина легче, используя его изображение и высказывания с критическим сопровождением.
До сих пор партии старались не трогать фигуру президента. Пойти на этот рискованный шаг, считает Минченко, могут три структуры – СПС (по мнению политолога, после того как Чубайс перестал давать деньги, им терять нечего), традиционно оппозиционная власти КПРФ и «Патриоты России», намекавшие на организацию собственных «планов».
«Поскольку использование изображения физлиц без их согласия и так запрещено, а Путин дал согласие только ЕР, то это письмо касается по факту исключительно партии власти, – не согласен с коллегой политолог Александр Кынев. – По-видимому, есть установка свести к минимуму урон личного рейтинга Путина от участия в кампании. Когда более рейтинговый политик поддерживает менее рейтингового, их показатели популярности стремятся к чему-то среднему. Повышая рейтинг ЕР, Путин понижает свой личный». Таким образом, запрет отражает стремление по возможности пресечь помещение в рекламу рядом с Путиным политиков, имеющих, по мнению штабистов, неоднозначную репутацию и низкие рейтинги. Это попытка минимизировать падение рейтинга президента от того, что он поддержал «Единую Россию», считает эксперт.
Подключение к выборам института полпредств лишь подтверждает, уверен Кынев, высокий градус централизации и бюрократизации в организации кампании ЕР. «Автономия местных ячеек ЕР, с точки зрения креатива, сведена к минимуму: шаг вправо, шаг влево считается побегом. Они стали чистыми исполнителями. Самодеятельности не допускается. В региональных штабах ЕР есть жесткие указания, что использование любых изображений Путина возможно только после согласования и одобрения центральным штабом ЕР». В этом смысле, по мнению эксперта, для партии власти тут больше минусов, чем плюсов. Кампания проводится шаблонно – в разных частях страны одни и те же материалы, написанные порой неудобоваримым языком и рассчитанные на совсем другую аудиторию.
Отсутствие местной специфики, по мнению Кынева, снижает КПД от использования образа Путина. Механизм тут простой: чем меньше возникает у избирателя ассоциаций с регионом, с местным руководством, тем меньше степень переноса рейтинга президента в пользу ЕР.