По данным мониторинга телеэфира прошедшей недели, проведенного компанией «Медиалогия» специально для «НГ», телевидение стало значительно меньше интересоваться партийной жизнью, чем неделю назад. Однако все больше внимания телевидение начинает уделять прямой речи партийных лидеров.
Тем временем на минувшей неделе в ЦИКе рассматривались несколько резонансных жалоб, поданных участниками предвыборного марафона. Оппоненты «Единой России» продолжают настаивать на том, что их ущемляют в доступе к СМИ, а президент нарушает законодательные нормы предвыборной агитации. Коммунисты, например, попробовали оспорить результаты мониторинга телеэфира, которые по заказу ЦИКа проводит Российский центр обучения избирательным технологиям (РЦОИТ). По их мнению, на телевидении доминирует вовсе не КПРФ, как считает РЦОИТ, а «Единая Россия».
Протесты конкурентов партии власти рассматривала рабочая группа ЦИКа по информационным спорам – и не нашла никаких нарушений ни в действиях президента, ни в расчетах РЦОИТ. Между тем, как показывают результаты мониторинга телеэфира за 22–28 октября, «Единая Россия» действительно остается в центре внимания телевизионных СМИ, сохраняя приличный отрыв от конкурентов. На прошлой неделе единороссы упоминались 82 раза, а их ближайшие преследователи, коммунисты, – всего 29.
По сравнению с серединой октября показатели основных участников избирательной гонки на минувшей неделе существенно уменьшились – правда, в разной пропорции, и опять-таки благоприятной для ЕР. Впрочем, откат затронул лишь парламентские партии. Количество упоминаний «Единой России» сократилось с 99 на позапрошлой неделе до 82 на неделе минувшей, КПРФ – с 51 до 29 соответственно, а ЛДПР потеряла сразу 26 пунктов – количество сюжетов с их участием сократилось до 23, хотя еще неделю назад составляло 49.
Для партии власти потери некритичны – единороссы сознательно делают ставку на своего беспартийного лидера списка, и активно «светиться» в СМИ им не очень-то и надо. Это хорошо заметно, например, в сюжетах об акциях в поддержку курса Владимира Путина, прошедших на минувшей неделе по всей стране. С одной стороны, партия вроде бы ни при чем, с другой, предвыборные дивиденды получают именно единороссы.
Больше всех сбавила «Справедливая Россия» – с 53 упоминаний на позапрошлой неделе до 26 на неделе минувшей. Если бы не день рождения партии, состоявшийся в воскресенье и занявший не последнее место в телеэфире, ее показатели могли бы быть еще меньшими. Партия Сергея Миронова существенно потеряла и в значении индекса информационного благоприятствования – по сравнению с позапрошлой неделей он упал почти в три раза. Очевидным образом на показателях эсэров отразился скандал с заявлениями члена их фракции в Заксобрании Санкт-Петербурга Алексея Тимофеева, предложившего партии самораспуститься.
Прибавляет один из аутсайдеров рейтинга, «Яблоко», сместивший с предпоследнего места в рейтинге своего конкурента СПС. Если на позапрошлой неделе партия Григория Явлинского упоминалась 13 раз, то на неделе минувшей – уже 16. ЛДПР, занимающая строчку выше, на прошедшей неделе упоминалась всего 23 раза, так что даже незначительный рост «Яблока» приближает его к группе середняков. Любопытно, что и характер освещения в СМИ деятельности правых партий стал не столь критичен, чем ранее. По значению индекса информационного благоприятствования «Яблоко» и эсэры идут близко друг к другу, а СПС впервые за долгое время стал преподноситься телезрителям нейтрально, хотя ранее телевидение расставляло по большей степени негативные акценты в оценках этой партии.
Еще одна характерная черта последних телевизионных рейтингов партий – рост числа сообщений с прямой речью их лидеров. На фоне падения упоминаемости участников предвыборной гонки этот нюанс весьма примечателен. Из 82 сообщений СМИ, в которых присутствовали упоминания «Единой России», 44 были с прямой речью. Лидеры КПРФ 12 раз обращались к избирателям с телеэкрана, «Справедливой России» – 20 раз, ЛДПР – 18. Три четверти упоминаний в телеэфире эсэров и жириновцев включали в себя прямую речь их лидеров. Эти очень высокие показатели свидетельствуют: телевидение готовится к началу партийной агитации в СМИ, что произойдет 3 ноября.
Упоминаемость политических партий на ТВ (по данным ⌠Медиалогии■) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объект | Всего сообщений | Конфликтных сообщений | Главная роль | Негативный характер | Позитивный характер | Прямая речь | Пересказ прямой речи |
ЕР | 82 | 6 | 24 | 1 | 11 | 44 | 3 |
КПРФ | 29 | 3 | 1 | 0 | 4 | 12 | 0 |
СР | 26 | 0 | 4 | 0 | 3 | 20 | 0 |
ЛДПР | 23 | 2 | 2 | 0 | 4 | 18 | 0 |
⌠Яблоко■ | 16 | 1 | 1 | 0 | 3 | 9 | 0 |
СПС | 14 | 1 | 2 | 1 | 3 | 6 | 0 |
Проанализировано 128 сообщений на 7 телеканалах. Данные рассчитаны 29.10.07. |
Рейтинг партий по индексу информационного благоприятствования на ТВ (по данным ⌠Медиалогии■) | |||
---|---|---|---|
Рейтинг | +/– | Название объекта | Индекс |
1 | 0 | ЕР | 471,30 |
2 | 0 | КПРФ | 148,35 |
3 | +1 | ЛДПР | 133,45 |
4 | –1 | СР | 91,70 |
5 | 0 | Яблоко | 81,45 |
6 | 0 | СПС | 0,75 |
Проанализировано 128 сообщений на 7 телеканалах. Данные рассчитаны 29.10.07. |