В Государственную Думу внесен законопроект, призванный смягчить условия регистрации НКО. Дело в том, что в результате прошлогодних нововведений число некоммерческих организаций в стране существенно уменьшилось. Общественники сетуют не столько на жесткость процедур, сколько на их избирательное применение.
Под законопроектом стоит подпись зампреда думского комитета по законодательству Петра Шелища. Однако, как стало известно «НГ», документ на самом деле составлен по пожеланиям и предложениям самих НКО, которые лучше других знают правоприменительную практику введенных с апреля 2006 года новых законодательных норм. Напомним – когда они еще только обсуждались в Госдуме, власти обещали: если новые нормы окажутся излишне жесткими, то их поправят. Говорил об этом и Владимир Путин, отвечая, в частности, на многочисленные вопросы западных СМИ. Однако никакой либерализации за прошедшие полтора года так и не произошло.
«До настоящего времени не сформирована единая правоприменительная практика, имеет место различное толкование отдельных норм закона разными территориальными органами Федеральной регистрационной службы», – отмечается в пояснительной записке к проекту. Поправки общественников направлены «на уточнение тех норм законов РФ «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях», применение которых вызывает наибольшие трудности у общественных и иных некоммерческих организаций и не обеспечивает единообразия действий ФРС, а также норм Налогового кодекса, определяющих виды и размер государственной пошлины за действия, связанные с госрегистрацией НКО».
Первой поправкой предлагается зафиксировать: при регистрации НКО или иной общественной организации от нее можно требовать только те документы, которые прямо поименованы в законах. Кроме того, незначительные изменения в документах НКО, не связанные с первоначальными регистрационными бумагами, не должны проходить процедуру регистрации в полном объеме. Их планируется направлять в ФРС в уведомительном порядке. Общественники предлагают также несколько урезать полномочия этого госоргана. Сейчас Росрегистрация отказывает даже тем НКО, у которых в документах встречаются незначительные ошибки. В законопроекте Шелища указывается: ФРС должна не просто говорить «да» или «нет», а активно работать с НКО, предлагая им исправлять конкретные недочеты.
Отдельно общественники коснулись и права ФРС обращаться в суд с требованием ликвидации НКО за неоднократное непредоставление отчетов об их деятельности. Действующий закон не считает это обязанностью регистраторов, а значит, отмечается в пояснительной записке, «возможность ФРС по-разному реагировать на одинаковые нарушения такого рода со стороны различных организаций (требовать их ликвидации или не делать этого) подрывает доверие к беспристрастности этого органа государственной власти». Предлагается процедура: сначала ФРС предупреждает нарушителя, затем – может приостановить его деятельность на полгода, а только потом обращается в суд, причем в обязательном порядке.
Нынешнюю высокую госпошлину, взимаемую при регистрации, – 2000 рублей, общественники предлагают снизить до 500. И настаивают на том, чтобы взималась она только после получения НКО регистрационного свидетельства. Как стало известно «НГ», некоторые общественные и некоммерческие организации по нескольку раз ходят в ФРС, каждый раз оплачивая одно и то же действо. Отказ в регистрации иногда происходит из-за пустяковых ошибок, но деньги все равно взимаются. Для удешевления работы по исправлению недочетов законопроектом предлагается введение еще одного вида пошлины – за рассмотрение заявления о госрегистрации. Ее размер специально устанавливается минимальным – 100 рублей.
Независимый депутат Владимир Рыжков считает, что «нынешняя ситуация, когда требования к документам НКО и, в частности, к их финансовой отчетности выше, чем к коммерческим фирмам, – это абсурд». А вот председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева уверена: улучшить закон об НКО невозможно и его надо просто отменять. Она рассказала «НГ» о том, как было ликвидировано Нижегородское отделение молодежной организации МХГ – потому, что не представило вовремя отчета. Между тем, сказала Алексеева, этот отчет получил центральный офис ФР: «Хотя это решение было явно несправедливое, разбираются до сих пор».
По мнению Алексеевой, отчеты от НКО придуманы не для того, чтобы чиновники их читали. Ведь, по ее словам, «для того чтобы работники ФРС прочитали годовые отчеты всех общественных организаций и НКО, даже занимаясь этим в полном составе, все свои рабочие дни и с утра до вечера, им, по некоторым подсчетам, понадобится 80 лет». Так что, уверена Алексеева, отчеты придуманы, чтобы всегда можно было отыскать нарушения и поставить вопрос о ликвидации организации: «В этих отчетах нам надо указывать даже то, с кем и о чем мы говорим. Вот вы мне позвонили – и я должна буду о нашем разговоре в своем отчете указать. Но я этого делать никогда не буду, так что уже есть повод говорить о нарушении». Правозащитница заметила в заключение – ей надо идти к Соловецкому камню на Лубянке и читать список жертв репрессий: «Кстати, это тоже может быть объявлено нарушением, ведь такие чтения не входят в нашу уставную деятельность».