Не будет преувеличением утверждение о том, что вся Грузия находится в ожидании 2 ноября. И оппозиция, и население, и власти. И наши западные друзья, которые ждут реформ, глубинных демократических преобразований. Сейчас вся оппозиция разъезжает по Грузии и призывает население к участию в многотысячном митинге 2 ноября. Ожидается, что в Тбилиси прибудет около 50 тыс. человек. Всего же, по предварительным данным, в митинге может принять участие около 100 тыс. человек. И это будет самый многочисленный митинг протеста в новейшей истории Грузии.
Основное требование оппозиции – проведение парламентских выборов в конституционный срок. А именно весной 2008 года. Президент Грузии Михаил Саакашвили перенес их на осень 2008 года, совместив с президентскими и объяснив, что это сделано для уменьшения бюджетных расходов. Но такая аргументация несостоятельна. Дело в том, что правящее «Единое национальное движение» не пользуется необходимым для победы кредитом доверия населения. При совмещении же президентских и парламентских выборов все еще популярный в определенных слоях населения Саакашвили мог бы возглавить «националов» и способствовать решению задачи.
Два других основных требования оппозиции: комплектование Центральной избирательной комиссии на паритетных основах, как было во время выборов 2003 года, чтобы противостоять возможной фальсификации итогов, и изменение самого Избирательного кодекса, в котором мажоритарная система представлена в одной из самых несправедливых форм – победитель получает все мандаты. Таким образом, выходит, что если та или иная партия в том или ином избирательном округе победит, скажем, с 10-процентным показателем, то получит все мандаты от этого избирательного округа. А голоса остальных избирателей – сторонников других партий или избирательных субъектов просто пропадают.
Лозунг, с которым оппозиция идет на митинг, – «Грузия без президента». Не надо путать с призывом: «Грузия без президента Саакашвили», как это преподносится в некоторых СМИ. Такого лозунга нет. Есть протест против института президентства как такового. В стране созрело понимание того, что нынешнее государственное устройство нам не подходит – ни один президент постсоветской Грузии не оправдал надежд общества: были проблемы и со Звиадом Гамсахурдиа, и с Эдуардом Шеварднадзе. Они ушли из политики досрочно, в нарушение Конституции. Но вместе с ними не ушли проблемы. Они актуальны и при Михаиле Саакашвили и ведут к автократии и тоталитаризму. Выбор оппозиции – парламентское обустройство страны, как в большинстве европейских государств. И именно под лозунгом «Грузия без президента» оппозиция пытается прийти к власти, которую в случае успеха трансформирует именно в этом направлении.
Власти не готовы серьезно реагировать на народную волю. Есть мнение, что они попытаются игнорировать митинги, называя их проявлением демократии. Однако положение очень тяжелое. Если власти не пойдут на диалог и уступки, то скорее всего народные волнения перерастут в более серьезные формы. Сейчас у властей есть выбор. Они могут принять предложения народа и оппозиции и пойти на уступки либо упорствовать в нежелании признавать глубину происходящих процессов и потерять все, как в свое время потерял Эдуард Шеварднадзе. Я думаю, что они должны быть более гибкими.
Однако пока ничто не указывает на готовность властей к конструктивному диалогу. Они прибегают к попыткам дискредитировать оппозицию и народное движение. Причем это принимает топорные, примитивные и абсурдные формы. Запускаются дезинформации о проплаченности оппозиции из России, ходят слухи о выделенных российскими спецслужбами 20 миллионах долларов. Но это абсурдно. Абсурдно вдвойне, если учесть, что нынешняя грузинская оппозиция по ряду вопросов в отношении Москвы настроена более радикально, чем власти. Например, в части требований выхода из СНГ или в требовании ускорения реформ, с которыми связано скорейшее вступление Грузии в НАТО, что так раздражает Россию. Запуск упомянутых дезинформаций со стороны властей вполне логичен с учетом нынешней непопулярности России в Грузии. Поэтому примитивными утверждениями об управляемости грузинской оппозиции из Москвы власти пытаются снизить накал страстей.
Для оппозиции Грузии очень важна реакция Запада. Как раз в эти дни в США и в Брюсселе, которые являются тесными союзниками Тбилиси, находятся представительные делегации оппозиционных лидеров. На встречах в Евросоюзе, в Госдепартаменте и других структурах США они ведут большую разъяснительную работу. Сводится же она к объяснению того, что суть народного движения Грузии заключается не в антидемократичности, не в антигосударственности, а в том, чтобы демократическим путем произошел переход власти от президента к парламенту.