Владимир Путин завершил свой последний в качестве президента саммит Россия-ЕС на высокой политической ноте. Он предложил разместить в Брюсселе российский институт по изучению выборов и мониторинга прав человека в Европе, а также провести следующую встречу в Сибири. Новый глава России будет принимать своих гостей в июне следующего года в Ханты-Мансийске. Действующий глава государства признался, что не знает, кем он будет после мая 2008 года. Правда, он вновь подчеркнул, что не собирается забирать полномочия у президента и передавать их руководителю кабинета министров. Но сделал важную оговорку: пока это от него зависит.
Энергетика, фуагра, ВТО
В красивейшем монастыре Мафры, в подвале которого, как гласят легенды, живут страшные крысы, обсуждали проблемы экономики и политики, а также ели равиолли с фуагра в томатном соусе. Кроме этих яств на обеде с участием руководства Евросоюза и российского президента подавали креветки, а на десерт – ореховый мусс. После обеда хозяин саммита, португальский премьер Жозе Сократеш, заявил, что на встрече удалось добиться «значительных шагов вперед». Сам же саммит он назвал «конструктивным». «При наличии ряда проблем была подтверждена неизменность двусторонних отношений», - отметил, со своей стороны, российский президент.
К удовольствию каждой из сторон на саммите действительно достигли нескольких договоренностей, которые, правда, нельзя назвать «значительными шагами вперед». На пресс-конференции Путин объявил о введении в действие механизма «раннего предупреждения». Это означает, что Россия заблаговременно должна информировать своих партнеров о проблемах при поставках энергоносителей.
Планы Евросоюза по реформированию энергорынка также обсуждались в Мафре. «На саммите у нас была возможность прояснить наш новый план реформы», отметил, в свою очередь, председатель Еврокомиссии Баррозу. «Мы им сказали: представьте, возникнет 30-40 компаний, которые будут определять цены на транспортировку энергоносителей, - рассказывал спецпредставитель России по вопросам взаимоотношений с ЕС Сергей Ястржембский. – И они над этим крепко задумались». В Кремле не сомневаются: коль скоро против разукрупнения энергогигантов (а именно это и предполагает план реформы) возражают крупнейшие европейские компании, следовательно, консенсуса по этому в самом ЕС достичь не удастся.
«У нас осталась пара проблем», - заметил глава Еврокоссии, когда речь зашла о вступлении России в ВТО. Эти проблемы – железнодорожные тарифы и новые пошлины на лес. В ЕС, напомним, были недовольны решением Москвы повысить экспортные пошлины на необработанный лес и грозили не пустить Россию в ВТО. В Мафре Баррозу заявил: этот вопрос может быть решен, «не открывая новых переговоров». «Российский президент продемонстрировал дух конструктивности», - отметил Баррозу. Россия будет принимать только решения, «которые будут отвечать нашим национальным интересам», заметил со своей стороны Путин. Что касается российских железнодорожных тарифов, которые Евросоюз считает дискриминационными, то сдвинуть этот вопрос с мертвой точки не удалось.
Как не удалось сдвинуть с мертвой точки и другой важный вопрос двухсторонних отношений. Перспективы начала работы над новым соглашением с объединенной Европой о партнерстве и сотрудничестве пока не ясны. Если новое правительство Польши наконец даст мандат на начало переговоров, то работа над текстом нового документа может быть начата уже в январе, предположил в беседе с корреспондентом «НГ» Ястржембский. Позитивные знаки со стороны Варшавы уже появились: на днях Москва получила письмо, в котором глава ветеринарной службы Польши предлагает открыть в Варшаве представительство Россанэпиднадзора. Как бы то ни было, но к летнему саммиту Россия-Евросоюз разработка нового СПС не будет завершена. Впрочем, правового вакуума не будет: существующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС) будет продлено в декабре этого года, сказал Ястржембский.
Свобода и демократия: российский вариант
Португальскому премьеру и главе Еврокомиссии очень понравилась идея Путина пригласить европейских наблюдателей на выборы в Россию. Правда, Москва предложила дружить домами. А именно: организовать Институт свободы и демократии, штаб-квартира которой должна быть размещена в Брюсселе. Что же касается финансовой составляющей, то действующий хозяин Кремля пообещал выделить средства, «адекватные тем, которые выделяет ЕС для работы в России».
Как пояснил Ястржембский, структура не является совместным проектом России и ЕС. По его словам, в Санкт-Петербурге работает негосударственное образовательное учреждение – Европейский университет, целью которого является мониторинг выборов в России. Москва хочет создать похожую структуру в столице ЕС. Пользуясь терминами российского президента, создать «взаимозависимость» в избирательной сфере и вопросах защиты прав человека.
Евросоюз к такому повороту событий готов не был. «Нам надо подробно обсудить с нашими партнерами, какую форму примет это учреждение», - отметил в ответ на инициативу Путина португальский премьер.
Трения, замечу, наблюдались не только между Россией и ЕС, но и между бывшим португальским премьером (а ныне главой Еврокомиссии) и нынешним главой португальского кабмина. Португальская пресс-служба, как рассказал мне источник в российской делегации, даже не стала распространять текст выступления Баррозу на открытии саммита, заявив: будет только текст заявления Сократеша. Журналисты, близкие к экс-премьеру, вероятно, решили бросить камешек в огород его политического оппонента. Они спросили Сократеша, почему в ходе португальского председательствования всячески отодвигалась на второй план проблема прав человека в России. «Португальское председательство не пыталось минимизировать проблему прав человека», - сказал Сократеш.
Журналисты из Евросоюза наверняка задали бы вопрос про Анну Политковскую. Но российская сторона сыграла на опережение. «Господин Баррозу часто говорил, что российским властям нужно тщательно и до конца расследовать громкие преступления, в том числе, убийство Политковской. В то же время в некоторых европейских странах мы видим другой подход, - говорил корреспондент агентства ИТАР-ТАСС. - Например, Швеция недавно отказалась выдать России человека, обвиняемого в причастности к похищению и убийству фотокорреспондента ИТАР-ТАСС Владимира Яцины. Можем ли мы рассчитывать на то что подходы, к которым призывает господин Баррозу, будут практиковаться не только в России, но и в европейских странах? И будет ли сам Баррозу также внимательно следить за подобными делами не только в России, но и европейских государствах».
Баррозу сказал, что он не в курсе. И отметил: экстрадиция – предмет двусторонних договоренностей. «Я не сомневаюсь, что в Швеции существует верховенство закона», - заметил председатель Еврокомиссии.
Путина спросили о размещении американской системы ПРО в Европе. «Мы не выходили из договора по ПРО, как это сделали наши американские партнеры, хотя мы просили их это не делать». Он напомнил про Карибский кризис, возникший после аналогичных действий СССР: в 60-е годы прошлого века Москва разместила свои ракеты на Кубе. Он сказал, что сейчас нет Карибского кризиса. И не в последнюю очередь потому, что у него и американского президента сложились хорошие личные отношения. «Он называет меня своим другом, и я могу назвать его своим другом», - отметил Путин. Российский президент, впрочем, отметил, что Москва так и не получила ответа от Вашингтона на свое предложение о создании в Брюсселе центра обмена информации по пуску ракет.
В ходе саммита представители ЕС не спрашивали Путина о передачи власти, сказал «НГ» спецпредставитель России в Евросоюзе Сергей Ястржембский. Его спросили об этом журналисты на пресс-конференции. «Я не собираюсь менять конституцию под себя», - повторил Путин. «И если кто-то считает, что я намерен перебраться, скажем, в Правительство Российской Федерации и передать туда основные полномочия, то это не так, - заметил гость из Москвы. - Никакого ущемления полномочий Президента Российской Федерации не будет». И здесь глава России сделал важную оговорку: «во всяком случае, пока это от меня зависит».
«Повторяю еще раз: я для себя еще не решил, где и как я буду работать. Вот и мои коллеги тоже многократно повторяли, что это мой последний саммит в качестве президента Российской Федерации. Я тоже не очень понял – это было сказано с радостью, с надеждой или с сожалением», - улыбнулся Путин и поблагодарил коллег за «продвижение взаимодействия России и ЕС». «Коллегам» шутка российского президента очень понравилась.
Португалия, Мафра