Вчера сельхозпроизводители и крупнейшие продавцы продтоваров заключили навязанное им властями соглашение, обязующее их заморозить цены на социально значимые продукты питания по состоянию на 15 октября. Ограничение будет действовать как минимум до 31 января 2008 года. Эксперты уверены, что это приведет к вымыванию дешевых товаров, росту цен на другие продукты и стагнации производства.
Соглашение подразумевает заморозку цен на целый перечень продуктов, увеличение цен на которые в последние месяцы привело к росту недовольства и даже отдельным проявлениям продовольственной паники в регионах, когда население бросилось скупать продовольствие впрок. Согласно договоренности представители крупнейших компаний пищевого сектора, такие как «Вимм-Билль-Данн» (ВБД), «Юнимилк», и торговые сети «Метро», «Перекресток», «Мосмарт» и т.д. выделили несколько наиболее значимых продуктов, по которым они готовы зафиксировать отпускные цены. В перечень социально значимых товаров попали молоко жирностью до 2,5%, нежирный кефир, сметана, белый и черный хлеб, яйца, подсолнечное масло, сахар и сыр.
Между тем накануне в споры о том, что именно включать в список, вступил Российский союз предприятий молочной отрасли, исполнительный директор которого Владимир Лабинов заявил о том, что молочники не будут замораживать цены на сливочное масло и сыр, поскольку не считают их «социально значимыми продуктами». По его словам, по сравнению со сливочным маслом есть более дешевые жиры – спрэды и маргарины.
С директивным сдерживанием цен вчера не согласился вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин. Он выразил уверенность в том, что «массированное применение правительством политики административного замораживания цен на продукты первой необходимости было бы ошибкой, которая не способна решить проблему ограничения инфляции с одновременным удовлетворением потребительского спроса».
Ограничение торговой наценки неизбежно приведет к вымыванию товаров, попавших в список, и стагнации в соответствующих отраслях промышленности. Впрочем, как отметила директор Института аграрного маркетинга (ИАМ) Елена Тюрина, нынешнее соглашение все-таки позволит стабилизировать рынок и успокоить ажиотажный спрос, а также сократить панические закупки впрок. «При этом главные риски ложатся на производителей молочных продуктов, которых ждет снижение рентабельности и рост издержек, – предупреждает эксперт. – К тому же в соглашении не участвуют поставщики энергии или наемные работники, которые неизбежно потребуют увеличения тарифов и оплаты труда». Опасность взлета цен после окончания периода заморозки смогут оценить все, кто помнит либерализацию цен правительством Гайдара в начале 1992 года. Как известно, размораживание цен тогда привело к подорожанию товаров в десятки и сотни раз.
На вопрос «НГ» о том, следует ли ожидать скачка цен после окончания действия соглашения, пресс-секретарь компании «Вимм-Билль-Данн» Антон Сарайкин ответить затруднился. «Цена на сырое молоко пока растет, и оснований для того, чтобы она в ближайшее время остановилась, нет, – отметил он. – Для нас сырое молоко все равно будет расти, но мы не будем повышать цену на социально значимую продукцию. Мы будем стараться и искать собственные ресурсы, работать с собственными издержками, чтобы компенсировать возможные потери от того, что мы не будем повышать цены».
Не исключено, что после 31 января власти заставят производителей и торговые сети пролонгировать соглашение, так как скачкообразное подорожание продовольствия перед намеченными на март выборами президента России наверняка резко ухудшит настроение наименее обеспеченных слоев электората. Во всяком случае, документ предусматривает продление по соглашению сторон, но не позднее чем за пять дней до окончания срока его действия.