Визит удался. Приятно, что процедуры встречи – парадная красная дорожка, обнимания – абсолютно полностью повторяют введенный Леонидом Ильичем в практику ритуал. На фоне главного вопроса: «Газ почем?» Тарифы на газ – это налог на монократический режим Белоруссии, скрываемый под тезисом о рыночных отношениях между братскими славянскими странами. А тут официальный визит, да еще в быстрые сроки. Мы так оригинально выстраиваем собственные отношения, что Союзное государство при всей его нелепости и удивительной беспомощности иногда помогает более внимательно посмотреть друг на друга. И понять, что же мы наделали в нашей современной истории. И что наделаем еще?
Визит премьера РФ Виктора Зубкова в Минск не мог быть историческим. Но он не стал и истерическим. Даже на фоне ужасных для белорусской номенклатуры тарифов на газ. Директорат государственных предприятий в панике. Вся страна в этом году газ покупает по 101 долл. за 1 тыс. кубометров. Народ в селе и городе платит за газ 113 долл., частные предприятия – 150. Что для простого населения и бизнеса эти темпы прироста тарифов? Ничего не меняют, практически даже и не заметят. А остальные? Государственные предприятия, колхозы и совхозы, любимые детища белорусской власти? Так они на иждивении у всех остальных, включая пенсионеров, пользующихся газом для отопления своих сельских «вилл» и «пентхаусов».
Газ – это тема «два пишем, три в уме». Но главные вопросы относились к 17 темам. Речь шла о здоровой конкуренции для российских товаров в Белоруссии. Почему так? В нынешнем году россияне продадут своих товаров больше на 7 млрд. долл., нежели купят белорусских. Это Сидорский (премьер-министр Белоруссии. – «НГ») должен волноваться, но он был радостным и говорил о большом росте товарооборота. Странный премьер, радующийся тому, что даже в физическом объеме Россия вывозит товаров из Белоруссии на 10% больше.
Союзный бюджет – тема ритуальная. Еще бы надо порассуждать о 160 млн. долл., идущих по поддержание и развитие славянского единства. Но искушенные белорусы понимают, что если Роман Абрамович покупает яхту за 150 млн. долл. (так принято считать в маленькой неолигархической стране), то подпрыгивания вокруг аналогичной суммы серьезности политикам не добавляют.
Между тем на газовом переговорном поле что-то происходило. Смысл вот в чем. Россияне изобрели новую формулу тарифов на газ. Как сказал в Минске один «товарищ министра» из Москвы, надо просто цифры поставить в формулу. И будет 125. И все понятно. А погрешности в тарифе могут быть в 10 долл. В ту или иную сторону. Погрешности же составляют для белорусских покупателей газа плюс 200 млн. долл. Или 200 млн. в минусе от предполагаемой гениальной формулы. Туда-сюда, получается «вилка» в 400 млн. долл. Размах для любого премьера. А по сути?
Нет никакого экономического смысла в так называемом бюджете Союзного государства. Он меньше простой оговорки в годовом газовом тарифе. Демонстративный эффект и общего государства, и бюджета для номенклатуры этого образования представляется в свете зазора газовых тарифов вообще показательным. Игрушечные политические структуры.
Итак, до определения окончательной цены на газ у Минска есть время. Вариант простой. Белорусы убеждают россиян в том, что дают бесплатно землю. И никаких налогов. Прокладывайте по территории страны новую линию трубопровода. Можно и два – газовый и нефтяной. Можно и три, и пять. Что будет потом?
А ничего не будет. Трубы свои россияне вырывать не будут. И белорусы их вырывать не будут. Они останутся в итоге белорусскими: они же на месте, «под вениками не прячутся» (выражение известного политика). Хотя одновременно открывают представительство Европейской комиссии. Сразу после триумфального оппозиционного «Европейского марша». Минск танцует с двумя партнерами. Оба ему нужны, каждый по-своему. Хотя в Брюсселе газа нет.