Вчера депутаты начали работу над «олимпийской» корректировкой имущественного, земельного, налогового, жилищного и административного законодательства РФ. Как и было обещано, неизбежные ущемления прав собственника ограничены по времени и по географии. Большой дискуссии законопроект у думцев не вызвал, хотя несколько неприятных вопросов от оппозиции к партии власти все-таки прозвучало.
В самом начале вчерашнего пленарного заседания думский комитет по экономической политике попросил пока не принимать в третьем чтении проект закона «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта».
Официальная причина переноса названа не была, прозвучали лишь слова о необходимости уточнить некоторые нормы документа. По Охотному ряду тут же начали гулять слухи: мол, штаб-квартиру госкорпорации, которая должна располагаться в Сочи, хотят перевести в Москву, как это и предполагалось в первоначальном варианте законопроекта.
Однако слухи оказались только слухами. Как объяснил «НГ» первый вице-спикер Олег Морозов, все дело в том, что и в этом законе о создании госкорпорации есть статьи по земельным и имущественным вопросам. «Решили, что все они должны быть в одном – том, который сегодня был принят в первом чтении», – сказал Морозов уже после заседания ГД.
Окончательное его принятие намечено на ноябрь, а работа над текстом шла прямо на глазах у восхищенной публики. Например, глава думского комитета по экономполитике Евгений Федоров вчера в докладе подчеркнул, что нижней палате предлагается для одобрения правленый материал: мол, авторы по предложению профильного комитета согласились с критикой и проект перевнесли. Напомним, что именно в последней редакции проекта и были введены все ограничительные по времени и месту нормы. Так что теперь те фактически рейдерские приемы, с помощью которых станут расчищаться площадки под олимпийское и горноклиматическое строительство, будут действовать не во всей стране, а только на небольшой части Краснодарского края. Впрочем, те люди, которые живут именно там, от этого лучше себя чувствовать не будут. И за этот мотив четко ухватились думские коммунисты, которые, естественно, не могли выступать против самой Олимпиады.
Поэтому первый вопрос Федорову последовал от них. КПРФ желала знать, учитывает ли власть протестные настроения горожан и как они отразятся на окончательном варианте закона. Но единороссы, судя по всему, заранее сообразили, что если и будет критика, то только с этой стороны. Поэтому глава профильного комитета вчера несколько раз повторил: защита прав граждан – это чуть ли не основная задача обсуждаемого проекта. Депутат из ЕР Павел Воронин принялся намекать Федорову: в законе стоит записать ограничения по суммам выкупов земли и недвижимости. Председатель комитета ответил ему как по писаному. Указав на норму закона, разрешающую гражданину выбрать устраивающего его оценщика из 30 экспертов, предлагаемых властями, Федоров отметил: «Если выйдет в результате оценки большая цифра, ну что ж поделаешь, мы обязаны защитить права граждан в полном объеме, это наш первый вопрос. И мы не можем в этом вопросе пойти на какую-то уступку. Мы живем все-таки в таком обществе, где теперь это важно».
Кстати, именно в этой фразе Евгения Федорова и содержалась информация о доработке законопроекта в online-режиме. Например, он сказал, что собственник, у которого предполагается изъять землю или другое имущество для целей олимпийского строительства, может выбрать любого оценщика из 30, которые предварительно будут отобраны госкорпорацией. Любопытно, что в законе, который принят вчера в первом чтении, значится цифра 15. А в первоначальной редакции проекта было 20. Таким образом, до середины ноября в законопроекте может появиться еще много интересного. Вчера же, как сообщили осведомленные думские источники, все задействованные в работе над ним депутаты сразу после заседания ГД отправились на совещание к руководителю администрации президента Сергею Собянину.