После выборов многие принятые депутатами законы уйдут в небытие.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Завтра Государственная Дума сразу в трех чтениях примет закон о повышении базовой части трудовых пенсий на 300 руб. Он внесен единороссами по приказу президента и, несомненно, будет принят. Однако на Охотном Ряду скопилось множество других законопроектов, направленных на улучшение жизни граждан и обреченных на вымирание после принятия в первом чтении. Эксперты утверждают: после выборов актуальность таких документов пропадет и свежеизбранные парламентарии принимать их не станут. Что подтверждено опытом прежних составов Думы.
Законопроект об очередном повышении пенсий внесли секретарь генсовета ЕР Вячеслав Володин, первый вице-спикер ГД Олег Морозов, руководитель исполкома ЕР Андрей Воробьев и глава профильного думского комитета Андрей Исаев. Тем самым они выполнили распоряжение президента, прозвучавшее во время его поездки в Уфу. Как считает первый заместитель лидера думской фракции «Справедливая Россия» Иван Харченко, «не принять этот закон они не могут – старший приказал». Вместе с тем, уверен депутат, значительную часть законопроектов, над которыми сейчас работают единороссы, после выборов может ожидать печальная судьба. По мнению Харченко, «это обычная практика партии власти – до выборов пообещать золотые горы, а после выборов все выбросить в помойку». С ним полностью согласен и координатор фракции КПРФ Сергей Решульский. По его словам, «ЕР понимает, что ей надо каким-то образом заретушировать негативную картину, которая за четыре года сложилась у избирателя по поводу этой партии». Именно поэтому, отмечает депутат-коммунист, сейчас почти каждый день за подписью единороссов появляются разнообразные законопроекты, приятные той или иной категории граждан РФ.
Действительно, в последнее время медведи, в частности, предложили оставить льготное налогообложение крестьян, более быстрыми темпами повышать минимальную зарплату, сделать серьезные послабления для малого бизнеса. Однако, как показывает практика, очень часто такие пряники оказываются ненастоящими либо они так долго лежат, ожидая, когда их передадут избирателям, что потом становятся совершенно несъедобными.
Научный руководитель центра социальных исследований и инноваций Евгений Гонтмахер, к примеру, по поводу форсирования повышения МРОТ сказал «НГ»: «Это надо считать, потому что оно может боком выйти, может вызвать безработицу на рынке труда. Слабенькие работодатели не смогут просто выплачивать эту минимальную зарплату. Во-вторых, МРОТ следует из общеэкономического положения страны, он не должен превышать проценты роста ВВП. В предвыборном порыве очень много можно наломать дров. А сейчас, конечно, некий политический элемент присутствует».
Прошлая Дума дает убедительные примеры «убивания» на корню часто прогрессивных законопроектов, принятых уже в первом чтении накануне выборов. Борис Надеждин, глава фракции СПС в прежнем составе нижней палаты созыва 1999 года, напомнил «НГ»: «Многие наши инициативы были приняты тогда к рассмотрению, а некоторые даже одобрены в первом чтении. Потом «Единая Россия» убивала их – после победы в 2003-м. Например, принят был в первом чтении кодекс поведения государственных служащих, внесенный «Союзом правых сил». Это был важный закон для разделения интересов бизнеса и бюрократии. Он способствовал бы открытости, прозрачности госслужбы. Там было, в частности, сказано об обязательном декларировании имущества чиновником. В 2004 году отменили состоявшееся первое чтение этого документа... Далее был у нас закон о парламентском расследовании. Вносили его после «Норд-Оста». Там было сказано о публичной парламентской процедуре. Они потом приняли свой закон, закрытый, когда парламент сам ничего инициировать не может, а президент и правительство могут все это отменить...» Надеждин рассказал «НГ» и о том, как был тихо похоронен единороссами нынешней Думы законопроект СПС об отмене депутатской неприкосновенности.
Заметим: в то же время ряд инициатив СПС, отклоненных прежним парламентом, потом были под барабанный бой приняты следующим депутатским корпусом. В этом же виде. Например, закон о послаблениях в получении российского гражданства соотечественниками. «Этот закон, – смеется Надеждин, – слово в слово повторяет мои поправки, отклоненные за год до этого Думой!» Экс-депутат поведал и о своей инициативе по введению для сенаторов 10-летнего ценза оседлости в подшефном регионе – идея чрезвычайно популярна ныне с подачи «Справедливой России»: «Буквально такой закон был отклонен прошлым созывом – я сам его писал...»
Борис Надеждин сетует: «Единая Россия» убивает прогрессивные законопроекты. Фото Бориса Бабанова (НГ-фото) |
Есть многие примеры поствыборного выноса на помойку пиаровских законодательных инициатив. Например, закон о минимальных социальных стандартах, гарантируемых государством каждому человеку, был принят в первом чтении третьей Думой под конец своего существования. Голосовала за него так называемая центристская коалиция, большая часть которой уже тогда преобразовалась в «Единую Россию». С 2003 года проект до сих пор так и валяется в думских запасниках. А теперь Олег Морозов признается, что закон этот действительно был популистским и малоисполнимым, но ЕР приняла его в целях сохранения союза с Народной партией, благодаря которому тогда и существовало думское большинство.
Морозов ссылается на внутрикоалиционные причины: это «не объяснялось никоим образом каким-то стремлением надуть избирателей». Корреспондент «НГ» обнаружил, как думское большинство прошлого созыва обещало увеличить государственные расходы на образование, предоставить больше льгот ветеранам труда, давать дешевые кредиты малому бизнесу, а также обеспечить равные права и возможности мужчин и женщин. Было даже обещано квотировать для последних места в органах государственной власти. Любопытно, что если эти и другие законопроекты вносились на протяжении пары лет – с 2001 по 2003 год, то отклонены они оказались в сжатые сроки – весной – летом 2004 года. То есть в начале деятельности Госдумы нынешнего созыва, в которой «Единая Россия» получила конституционное большинство.
И сейчас у конкурентов ЕР есть предположения о том, какие из сегодняшних законопроектов повторят судьбу предыдущих. Например, Иван Харченко заявил «НГ»: он не верит, что медведи доведут до конца обсуждаемые послабления малому бизнесу.