Ситуация вокруг замеров присутствия партий в основных СМИ, проводимых различными структурами, приобретает элементы скандала. ЦИК утверждает: в сентябре лидером по упоминаемости в СМИ была КПРФ. Коммунисты жалуются на доминирование единороссов. Между тем, как показывает мониторинг телеэфира во вторую неделю октября, проведенный компанией «Медиалогия», телеэфир оправился после партийного бума сентября – начала октября и пребывает в состоянии временного затишья.
Подсчеты, сделанные для ЦИКа Российским центром обучения избирательным технологиям в сентябре, отдают первое место коммунистам. Это претендует на сенсацию, если не брать в расчет методику проведения исследования. РЦОИТ, например, не учитывает выступления в СМИ партийцев-единороссов, находящихся на государственных должностях. Коммунисты, в свою очередь, опираясь на разработку Центра исследований политической культуры, утверждают обратное – в прошлом месяце в телеэфире доминировала «Единая Россия», а КПРФ отстает с огромным отрывом. Коммунисты даже направили жалобу председателю ЦИКа Владимиру Чурову с просьбой вынести предупреждение некоторым федеральным телеканалам за монопольное превосходство ЕР в их эфире. А лидер КПРФ Геннадий Зюганов лично пожаловался американскому послу на притеснения коммунистов в медиасреде.
Между тем, по данным «Медиалогии» за вторую неделю октября, телеэфир «пришел в себя» после октябрьского съезда единороссов. Упоминаемость партии власти на телевидении резко снизилась – с 252 раз в первую неделю месяца до 74 во вторую. Более соответствующим «приличиям» стал и показатель индекса информационного благоприятствования (ИИБ) единороссов (378 против 2086 неделю назад). С другой стороны, лидерство ЕР по-прежнему непоколебимо – ближайший конкурент, КПРФ, упоминался всего 28 раз.
Превосходство единороссов столь же привычно, сколь и не вполне объективно. Очевидно, например, что партия власти не вполне оправданно оседлала популярную в последнее время тему борьбы с ростом цен на продовольственные товары. Жесткую позицию лидера партии Бориса Грызлова, инициированное ЕР обращение к премьеру осветили все федеральные телеканалы. Но посвященные той же тематике публичные акции коммунистов и СПС были откровенно проигнорированы. Основные преследователи единороссов держатся плотной группой, в которую помимо коммунистов входят главные парламентские партии: ЛДПР (26 упоминаний) и «Справедливая Россия» (25 упоминаний). Телевидение весьма четко отражает социологические рейтинги, уделяя основное внимание главным претендентам на прохождение в следующую Думу. Замыкают рейтинг, как обычно, правые партии – «Яблоко» и СПС. Причем если неделю назад они финишировали вровень (по 15 сообщений), то теперь вперед вырвалась партия Григория Явлинского – 12 сообщений против 9 у СПС. Успех «Яблока», с одной стороны, выглядит неожиданным (в нынешнюю кампанию для партии характерна определенная пассивность), с другой – весьма условен, учитывая масштабы отставания даже от середняков рейтинга, не говоря уже о его лидере. Примечательно и другое: снизилась упоминаемость не только ЕР, но и остальных партий. Но нынешний штиль скоро будет компенсирован бурей – впереди старт парламентской кампании.
Упоминаемость политических партий на ТВ (по данным ⌠Медиалогии■) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Объект | Всего сообщений | Конфликтных сообщений | Главная роль | Негативный характер | Позитивный характер | Прямая речь | Пересказ прямой речи |
ЕР | 74 | 5 | 19 | 0 | 8 | 31 | 2 |
КПРФ | 28 | 6 | 2 | 1 | 2 | 10 | 2 |
ЛДПР | 26 | 3 | 3 | 0 | 3 | 12 | 0 |
СР | 25 | 1 | 6 | 0 | 1 | 17 | 0 |
⌠Яблоко■ | 12 | 1 | 0 | 0 | 0 | 8 | 0 |
СПС | 9 | 2 | 2 | 0 | 0 | 5 | 1 |
Примечание: 1. Проанализировано 108 сообщений на 7 телеканалах. 2. Данные рассчитаны 15.10.2007 |
Рейтинг партий по индексу информационного благоприятствования на ТВ (по данным ⌠Медиалогии■) | ||||
---|---|---|---|---|
Рейтинг | +/- | Название объекта | Индекс | ═ |
1 | 0 | ЕР | ═ | 378,50 |
2 | +1 | ЛДПР | ═ | 113,10 |
3 | -1 | СР | ═ | 105,65 |
4 | 0 | КПРФ | ═ | 51,05 |
5 | 0 | ⌠Яблоко■ | ═ | 18,55 |
6 | 0 | СПС | ═ | -2,65 |
Примечание: 1. Проанализировано 108 сообщений на 7 телеканалах. 2. Данные рассчитаны 15.10.2007 |