Пока ЦИК думает, партийные сувениры пылятся на складах.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Завтра Центризбирком выпустит на ринг предвыборной борьбы КПРФ, «Справедливую Россию» и «Патриотов России», зарегистрировав документы этих структур. Чуть ранее, напомним, прошла регистрацию ЛДПР. Однако начать полноценную борьбу за сердца избирателей партийцам будет не суждено. Центризбирком до сих пор не определился по важному процедурному вопросу – являются ли партийные сувениры, которыми политики обильно снабжают избирателей накануне выборов, подкупом и с какой суммы этот подкуп можно фиксировать?
Проект постановления, представленный на последнем заседании ЦИКа членом комиссии Майей Гришиной, говорит: согласно закону, партиям, а также их доверенным и уполномоченным лицам запрещается осуществлять подкуп избирателей – бесплатно вручать им подарки и иные материальные ценности. Это, правда, не относится к печатной продукции и значкам, изготовленным для кампании.
Проект значительно расширил понятие «печатной продукции». Так, «печатными» без последствий для партий, по мнению членов ЦИКа, могут считаться ручки, футболки, головные уборы, флажки, пакеты, брелоки, кружки и тарелки, а также CD и DVD-диски. Главное, чтобы на все это добро была нанесена «печатным способом символика партии». При этом, заботливо отмечается в тексте, важно не нарушить закон об интеллектуальной собственности. На чем, напомним, пытались через суд снимать друг друга с выборов этой весной «Единая» и «Справедливая Россия».
Стоимость предметов не должна превышать 400 руб. – иначе это будет «расцениваться как злоупотребление». Загадочные 400 руб., объясняется в постановлении, – сумма минимального стандартного вычета, который предоставляется физлицам при исчислении налога на доходы. То есть за нее избиратель, согласно Налоговому кодексу, не должен будет платить налог. При этом распространение продуктов питания и напитков вне зависимости от их стоимости признается почему-то подкупом избирателей. Представителя ЕР в ЦИКе Сергея Костенко объяснение не удовлетворило. По его словам, цифру 400 можно вполне переправить, например, на 600: если нарушение не превышает в два раза законный ограничитель, оно не признается судом злостным и виновные ненаказываются.
Постановление вызвало у членов ЦИКа и партийцев неоднозначную реакцию. Член ЦИКа Елена Дубровина выступила «за» – по ее мнению, кампании по выборам в Госдуму не хватает яркости. Разрешение распространять под маркой печатной продукции партий майки, кружки и тарелки не только расцветит предвыборные улицы, но и расшевелит людей. При этом Дубровина применила запрещенный прием, напомнив про явку в 60%, обещанную стране в обмен на неприкосновенность бороды главы ЦИКа Владимира Чурова.
Геннадий Райков призвал коллег трезво оценить последствия вольной трактовки закона: «Если партии будут подавать в суды друг на друга, а это непременно так и будет, нас привлекут к каждому процессу в качестве третьей стороны как лицо, выдавшее подобное разъяснение». Его поддержал секретарь комиссии Николай Конкин: при всем желании он не может кружку воспринять как печатный агитационный материал. Между тем еще в августовском разъяснительном письме начальнику одного из штабов «молодогвардейцев», подписанном Гришиной, значилось: распространение среди избирателей видеокассет и CD подпадает под понятие «подкуп избирателей».
Отложение решения не устроило партийцев. Представитель ЛДПР в ЦИКе Александр Кобринский поинтересовался: не кажется ли его коллегам по ЦИКу, что нерешенность проблемы нарушает норму закона, обеспечивающую равенство прав и возможностей участников гонки? Ведь ЛДПР, а с сегодняшнего дня и еще три партии не могут начать агитацию из-за отсутствия постановления. «Нет, не кажется, – прозвучал суровый и бескомпромиссный ответ Чурова. – Используйте другие способы агитации». Политолог Александр Кынев считает, что ЦИК занимается в этом случае никому не нужными вещами: масштабы распространения партийной сувенирной продукции ничтожны.