═
Безуспешно завершились консультации в формате "два плюс два"═в Москве. Госсекретарь США Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс провели переговоры с российским руководством - главой МИД России Сергеем Лавровым и министром обороны Анатолием Сердюковым. На пресс-конференции 12 октября Кондолиза Райс и Сергей Лавров сообщили, что им не удалось достичь соглашения, и консультации в формате "два плюс два" будут продолжены после того, как эксперты оценят существующие расхождения.═
Американская сторона по-прежнему настаивает на размещении элементов своей системы ПРО в Восточной Европе. США утверждают, что радар в Чехии и противоракетные установки в Польше необходимы им для защиты от так называемых "государств-изгоев" - таких, как Иран и Северная Корея.
Москва выступает категорически против: в России считают, что создание нового противоракетного щита нарушает стратегический баланс сил в регионе и непосредственно угрожает ее безопасности. Москва, по сути, не верит Вашингтону: ракеты, которые планируется разместить в Польше, ≈ это ракеты, способные лететь по баллистической траектории, и их можно считать ударным оружием. Мнение Лаврова о том, что "ПРО в Европе может стать потенциальной угрозой сдерживающей силе России" полностью поддержал═министр обороны РФ Анатолий Сердюков.
"По вопросам противоракетной обороны, а также развертыванию ядерных боеголовок, которые предусмотрены условиями Московского договора, согласие достигнуто не было, но мы пришли к выводу, что наши эксперты должны рассмотреть эти вопросы как можно скорее", - сказала, со своей стороны, Кондолиза Райс.═При этом госсекретарь подчеркнула, что отношения между двумя странами остаются хорошими: "Самое главное здесь - в том, что от США больше не исходит угроза в адрес России, а от России - в адрес США".
Министр обороны США Роберт Гэйтс предложил идею "разместить российский персонал на каждом ракетном участке обороны, чтобы улучшить координацию и открытость в отношениях с Москвой".
Глава МИД Сергей Лавров обратил внимание госсекретаря США и главы Пентагона на российскую позицию, указав на две проблемы:
1. "Мы (РФ и США) по-прежнему расходимся в оценке характера угрозы ракетного распространения, в отношении которой предлагается создавать глобальную систему противоракетной обороны. И мы договорились, что эксперты сконцентрируются прежде всего на попытке выработать именно совместное понимание существующих угроз".
2. "Мы считаем, что для того, чтобы совместная работа между российскими и американскими специалистами была наиболее эффективной, необходимо, чтобы планы по развертыванию третьего позиционного района в Европе были бы заморожены".
В свое время Владимир Путин предлагал Вашингтону отказаться от создания восточноевропейских противоракетных объектов в обмен на возможность использования Габалинской радиолокационной установки, которая расположена в Азербайджане и арендуется Москвой. Как показал визит американских специалистов на радиолокационную станцию в Габалу, "эта станция сегодня готова в полном объеме выполнить задачи, которые определил для нее президент России. А именно - обеспечить мониторинг пусков ракет на южном направлении", - заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков на брифинге для журналистов по окончании переговоров глав внешнеполитических и военных ведомств России и США.
На вопрос, насколько возможна техническая модернизация Габалинской РЛС в соответствии с перспективой ее использования совместно с США, глава военного ведомства России сказал: "Если российские предложения будут приняты американской стороной и потребуется какая-то дополнительная модернизация РЛС в Габале, кроме той, что мы уже делаем в плановом режиме, мы готовы это обсудить с американскими коллегами".
Перспективное, как казалось, предложение Владимира Путина США совместно использовать Габалинскую РЛС (вместо строительства новой ПРО) осталось невостребованным. "Радары в Азербайджане и Чехии словно созданы друг для друга", ≈ как бы иронизируя, заметил заместитель госсекретаря Дэниэл Фрид. Министр обороны США Роберт Гейтс выступил с заявлением о том, что система ПРО "не направлена против России и никоим образом не скажется на обеспечении стратегического сдерживания РФ". "Мы полны решимости оставаться полноценным партнером России", - подчеркнул Гейтс.
Между тем, США продолжают настаивать, что Польша и Чехия должны стать опорными точками новой ПРО. Американцы представили альтернативное предложение, направленное на поиск общих развязок, сообщил глава МИД России и уточнил, что российская сторона будет изучать это предложение.
Стороны также не смогли прийти к соглашению по вопросу о ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе). "Мы внесли летом этого года свои предложения о том, как спасти этот договор, сделать его жизнеспособным, американские коллеги нам передали в ходе этих московских переговоров свои предложения. Мы высказали нашу оценку этих предложений как шаг в правильном направлении, но пока, по нашему мнению, недостаточный", - сказал Лавров.
Единственный вопрос, по которому была достигнута═договоренность в ходе переговоров министра иностранных дел России и госсекретаря США, - соглашение о разработке нового договора о сокращении стратегических наступательных вооружений вместо СНВ-1, срок которого истекает в 2009 году. Детали нового соглашения пока неизвестны.═
В дальнейшем на подобного рода переговорах Россия и США будут заниматься практической реализацией инициатив, которые страны совместно выдвигали. "Это, - уточнил Лавров, - прежде всего, касается предотвращения распространения ОМУ, укрепления существующих режимов, борьбы с ядерным терроризмом, развития сотрудничества в области использования ядерной энергетики".
НГ-Фото, Александр Шалгин |
Специализирующийся по России американский сенатор Ричард Лугар и директор Института США и Канады РАН Сергей Рогов в один голос говорят: эта встреча - последний шанс для Буша и Путина наладить отношения между двумя странами. На смену "друзьям России" во главе крупнейших западных государств последовательно приходят более критично настроенные политики: Ангела Меркель в Германии, Николя Саркози во Франции.
Как было сообщено на пресс-конференции, переговоры по вопросам ПРО будут продолжены через полгода. В США и России через шесть месяцев будут известны итоги выборов президента. Вполне вероятно, что ни Буш, ни Путин уже не смогут влиять на итоги будущих переговоров.