Николя Саркози чуть не забыл получить медаль из рук ректора МГТУ им. Баумана.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
В среду завершился первый визит в Москву президента Франции Николя Саркози. Помимо переговоров с Владимиром Путиным и участия в церемонии открытия памятника полку «Нормандия–Неман» вчерашняя программа Саркози включала также выступление перед студентами МГТУ им. Баумана.
Сотни студентов толпились в среду утром у входа в концертный зал Бауманского университета в надежде попасть на «премьеру» Саркози. Службы безопасности эффективно сдерживали натиск потенциальных слушателей, пропуская их по одному через специально установленные рамки и изучая содержимое сумок. В какой-то момент перед рамкой появился представитель посольства Франции и обеспечил французским журналистам проход вне очереди, оттеснив их российских коллег. В 10 часов двери захлопнулись. Студентов, не сумевших вовремя протиснуться, оповестили, что мест в зале больше нет.
В ожидании высокого гостя аудиторию развлекали песнями Джо Дассена, Милен Фармер, Патрисии Каас и «Ниагары». Девушка с микрофоном решила выяснить у собравшихся, кто подготовил для президента вопросы на английском языке, и... запретила их озвучивать. Над сценой, украшенной темно-синим полотном, возвышались три флага: России, Франции и Европейского союза. (Галстук Саркози, кстати, оказался в тон сценической декорации.)
Когда музыка стихла, стало ясно, что хозяин Елисейского дворца на подходе. Саркози встречали стоя, громкими аплодисментами. Спустившись к сцене, он направился к ректору, попутно пожимая руки студентам и посылая знаки приветствия галерке. Доброжелательность президента, подтверждаемая широкой улыбкой, привела аудиторию в восторг.
После вступительного слова ректора Игоря Федорова на сцену взбежал сам Саркози. Поблагодарив руководство МГТУ за прием, он перешел к комплиментам в адрес университета, российского народа и России в целом. Слова «Сухой», «Туполев», «Жуковский» и «Королев» Саркози произнес практически без акцента. Президент напомнил, что между русскими и французами «никогда не было ненависти». Он отдал должное «русской душе», которая выстояла в эпоху тоталитаризма и предрек стране светлое будущее. Дружба между Россией и Францией, по мнению хозяина Елисейского дворца, «необходима для равновесия мира».
Саркози играл лицом, обильно жестикулировал и даже слегка приседал. Иногда, подобно Ленину, он выбрасывал вперед правую руку. С первых секунд аудитория оценила ораторские способности нового французского лидера. Тем более что он немало говорил о роли молодежи и молодых инженеров в развитии России.
Саркози признал, что он испытывает чувство гордости в связи с тем, что существуют такие проекты, как запуск российских ракетоносителей «Союз» с космодрома «Куру» и создание регионального самолета «Суперджет-100». Сотрудничество между двумя странами, особенно в таких сферах, как авиастроение и энергетика, в том числе ядерная, он считает очень перспективным.
По душе российским собеседникам Саркози должны были прийтись и слова о том, что «многополярность – это реальность современного мира». Но сегодняшний мир, по оценке выступавшего, опасен и требует более тесного взаимодействия между странами. Саркози подчеркнул, что Европа уважает и ценит Россию, назвав ее «великой цивилизацией». (Такие слова, по мнению иных ораторов, доставляют наибольшее удовольствие Кремлю.) Саркози проинформировал студентов о том, что он сказал Путину, что тот имеет полное право создавать великую державу и никто его за это не осудит.
Несмотря на обилие комплиментов, было трудно не заметить, что Саркози послал Москве несколько важных сигналов. Например, о необходимости жить в согласии с соседями, уважать свободу слова, создавать независимое правосудие и помнить об обязанностях великой державы, то есть нести ответственность за свои поступки на международной арене. И хотя высокий гость избегал упоминания России в соответствующих контекстах и даже подчеркивал, что «он здесь не для того, чтобы давать уроки», адресат этих пожеланий известен.
В конце Саркози ответил на несколько вопросов. Один из студентов поинтересовался взглядами гостя на многополярный мир и... задержание бизнесмена Михаила Прохорова в Куршевеле. На первый вопрос Саркози ответил буквально следующее: «Я – друг США». После некоторой паузы, прерванной смехом зала, он добавил: «Но друг не значит вассал». «Сегодня мир не может быть ведом одной страной. Каждая страна имеет право на существование, – сказал президент. – В мире нет стран, имеющих больше прав, чем другие».
По поводу Прохорова Саркози пояснил, что действия властей Франции не были направлены против России и российского бизнеса. «Правосудие во Франции не угрожает никому. Это реальность современного мира, которой могут быть подвергнуты и министры, и депутаты, и все остальные». В то же время президент выразил сожаление, что этот случай получил такую широкую огласку в прессе. Напоследок Саркози пожелал упомянутому студенту заработать достаточно денег, чтобы приезжать в Куршевель.
Закончив общение с молодежью, Саркози постучал пальцем по трибуне, как бы напомнив помощникам, что текст выступления надо забрать, и направился к выходу. Однако оказалось, что высокий гость поспешил. Ректор жестами призвал президента вернуться и вручил ему золотую медаль. Саркози, в свою очередь, пообещал найти для награды достойное место в рабочем кабинете. Кажется, он был тронут.
Последние секунды пребывания Саркози в концертном зале попытался омрачить некий франкоязычный слушатель. Когда защищенный охраной президент поднимался по лестнице, тот дважды выкрикнул: «А думаете ли вы о французской молодежи?» Вопрос, возможно, и был услышан хозяином Елисейского дворца, но, как и положено в подобных случаях, остался без ответа.