В последнее время почти во всех газетах появились статьи о «беспрецедентном давлении» на эсэров по поводу исключения из тройки лидера одной из микроскопических молодежных организаций и «оппозиционного писателя Сергея Шаргунова».
Особое внимание уделялось давлению администрации президента и попытке подкупа партии и Шаргунова лично, с тем чтобы он добровольно отказался от поста. Некоторые высказывания просто поражали – источник в партии говорил, что речь могла идти о Комитете по делам молодежи, который бы возглавил Шаргунов. Интенсивность информационного потока (то есть признаки кампании) заставила нас подробнее разобраться с произошедшим. Вот что показало расследование.
Хронология событий такова. Включение Шаргунова в тройку пролоббировали Николай Левичев и тесть Шаргунова Юрий Козлов, который возглавляет пресс-службу Совета Федерации. И тройка стала известна уже в воскресенье, 30 сентября. На следующее утро это было достоянием СМИ и обсуждалось на высоких понедельничных совещаниях, в том числе с цитированием высказываний Шаргунова о президенте. Некоторые ведомства притащили, по словам собеседника в администрации президента, «целые кипы бумаг и высказываний Шаргунова». Уже днем на съезде «Единой России» Путин сделал выбор в пользу одной партии и объявил о согласии возглавить предвыборный список медведей.
Ошибка, таким образом, Миронову стала ясна сразу. Ведь факт остается фактом – рейтинг СР по-прежнему остается ниже проходных 7%. Спикер Совета Федерации даже был вынужден недавно заявить, что не верит никаким социологическим данным. Очевидно, что никакого электорального веса Шаргунов не добавляет, поэтому на совещании эсэры попытались вырулить из этой ситуации линейным способом. Из электоральной ошибки и включения неизвестного публике человека они попытались сделать из Шаргунова известную фигуру на скандале. Как сказал источник в партии, Миронов отчетливо понимает, что совершил ошибку и он уже решил, что будет исключать Шаргунова из списка, но сам этого делать не хочет, поэтому появилось «давление администрации президента». «Думаю, что такая попытка перевалить с больной головы на здоровую есть еще одна электоральная ошибка, – говорит политолог и кандидат в депутаты от «Единой России» Сергей Марков. – Для партии, поддерживающей президента, нацболские симпатии Шаргунова – минус, но, кроме того, его все равно не сделаешь известным и уважаемым за полтора месяца». Марков прав, шаргуновских определений Путина в виде «наполеончика», «мокрой половой тряпки» и более анатомических терминов вполне достаточно оппонентам для проведения любых дебатов с преданным путинцем Мироновым.
О том, что конфликт инспирирован самой партией, свидетельствуют и сомнительные «утечки» о предложениях Шаргунову места главы КДМ. Должность главы федерального ведомства по статусу просто не сравнима с депутатским креслом, а проверки на вхождение в исполнительную власть куда жестче. Просмотрев регламент работы правительства, автор этих строк выяснил, что глава агентства, комитета и службы назначается лично премьером. Представить себе Зубкова, назначающего абсолютно неизвестного маргинального персонажа, сложно. Что касается подкупа, то уже упоминавшийся источник в администрации президента выразился так: «Это они нам должны платить за бесплатное консультирование – теперь можно расслабиться и сказать: мы сделали все, что могли, для вас, не прошли – спрашивайте с себя».