Отношения России с Европой переживают переговорный ренессанс. Октябрь полон важных встреч на высшем уровне, которые практически перетекают одна в другую.
Сегодня в Москву прибывает президент Франции Николя Саркози. Это будет первый развернутый диалог нового французского лидера с Владимиром Путиным. Вслед за этим 12–13 октября в Москве же состоятся переговоры, сконцентрированные на планах Вашингтона разместить элементы противоракетной обороны (ПРО) США в Польше и Чехии, а также на ситуации вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Дискуссии впервые пройдут в формате «два плюс два». Российскую сторону будут представлять министры иностранных дел и обороны Сергей Лавров и Анатолий Сердюков. Американскую – госсекретарь Кондолиза Райс и глава Пентагона Роберт Гейтс.
Внимание затем переключится на Висбаден. Там на 14 и 15 октября запланирован очередной (девятый) раунд российско-германских межгосударственных консультаций на высшем уровне. Переговоры президента Путина и канцлера Ангелы Меркель затронут широкий спектр двустороннего сотрудничества и наиболее актуальных международных проблем. В совместном заседании двух кабинетов под патронатом лидеров примут участие с каждой стороны около 12 министров.
А завершится серия этих разноформатных политических дискуссий 26 октября в Лиссабоне саммитом РФ–ЕС. Речь пойдет о состоянии евророссийских отношений, реализации «дорожных карт» по формированию четырех общих пространств и перспективах преодоления тупика с началом подготовки нового базового договора Россия–ЕС.
Разумеется, никто специально не выстраивал эти события в одну цепочку. Однако такого интенсивного разговора требуют складывающиеся обстоятельства. Накопилось слишком много острых вопросов (ПРО, ДОВСЕ, окончательный статус Косово, ядерная программа Ирана и др.), по которым у России возникают разногласия с европейскими и американскими партнерами. А по некоторым и западные страны спорят и между собой, что, однако, не облегчает дела.
Относительно благополучной сферой отношений с Россией остается экономическое партнерство. Оно будет важной темой в Москве, Висбадене и Лиссабоне. Реализуются крупные проекты. Французский концерн «Тоталь» получил 25% акций Штокмановского месторождения. Символом российско-германского сотрудничества в энергетической области стало строительство газопровода Nord Stream. Примечательны показатели торговли. Российско-французский товарооборот ежегодно увеличивался в последнее время на 30–40% и достиг объема в 13,5 млрд. долл. Между РФ и ФРГ он достиг в прошлом году рекордной суммы в 50 млрд. евро. Но экономическое бытие не всегда является определяющим фактором политического сознания. Иначе высокий уровень партнерства не должен был бы допускать появления негативных тенденций вроде намерений ограничить российские возможности на европейском рынке.
Много сложнее международная проблематика. Например, по Косово позиции Москвы и ее западных партнеров как будто не имеют шансов на сближение. В некоторых случаях цели сторон принципиально совпадают, но в тактических подходах разнятся. Это пример иранской ядерной программы. Наиболее трудной будет, как представляется, проблема ПРО. Ее американский вариант решения по анализу Москвы чреват угрозой безопасности России и негативными последствиями для ситуации в Европе и отношений Восток–Запад. Российское предложение предусматривает совместное использование РЛС в Габале и Армавире для предупреждения ракетной угрозы со стороны Ирана. Но американцы готовы рассматривать российский вариант лишь в качестве дополнения к своему плану размещения элементов ПРО в Европе, что, в свою очередь, неприемлемо Москве.
Разночтения по вопросам большой европейской и международной политики оставляют немного шансов для прорыва в ходе предстоящих встреч. Активизация прямого контакта и диалога назрела естественным образом. По-видимому, западные партнеры используют его и для выяснения предсказуемости политики Кремля в переходный период российских выборов. Москве же в такое время стоит избегать излишней полемики с Западом. Если предстоящие переговоров снизят ее остроту, это уже будет полезный результат.