Заявив, что «Справедливая Россия» станет могильщиком единороссов, Сергей Миронов в итоге вырыл яму собственной партии.
«Теперь уже очевидно, что в России будет система с доминантной партией, которой станет «Единая Россия», – прокомментировал директор Института политических исследований Сергей Марков. – Видел по телевизору Миронова. И мне стало жалко этого человека. Он построил всю свою идеологию на поддержке Путина и противостоянии «Единой России» и теперь не знает, как себя вести в сложившейся ситуации. У Миронова был шанс создать вторую партию страны, но он сам его упустил».
И действительно, если совсем недавно еще и могло показаться, что второе место в политической системе страны грозит отойти к эсэрам, то сегодня даже коммунисты над подобной версией смеются.
«Заявление господина Миронова о том, что его партия будет «идеологическим и политическим оппонентом «Единой России», – несмотря на то что во главе ЕР встал президент Путин, в любви и поддержке которого спикер Совета Федерации столько клялся, – выглядит как скверный анекдот, – считает секретарь ЦК КПРФ, депутат Валерий Рашкин.
А независимые эксперты уверены, что лучшее, что может в этой ситуации сделать Сергей Миронов, – это срочно распустить «Справедливую Россию», пока она окончательно не развалилась сама.
«Та часть электората, которая хотела голосовать за «Справедливую Россию», предполагая, что это близкая к президенту партия, но не тождественная «Единой России», безусловно, перейдет либо в «Единую Россию», либо уйдет в какие-то другие партии», – рассуждает гендиректор Консалтинговой группы «Управление PR» Максим Григорьев.
Впрочем, Сергей Миронов отказываться от участия в выборах почему-то пока не намерен. Он даже заявил:
«Идеология нашей предвыборной кампании не претерпит никаких кардинальных изменений».
И недавние единомышленники Миронова, которые уже бегут из рядов эсэров, уверяют, что тому есть свое объяснение.
«В «Справедливой России» нет никакой идеологии, – сказал на сей счет бывший ставропольский активист партии Илья Илиади. – Там абсолютная неискренность».
Соответственно – раз нет идеологии, то нечему и меняться.
Наибольшее возмущение экс-эсэров вызвало включение Мироновым в первую тройку молодого писателя, бывшего нацбола Сергея Шаргунова, который прославился не только своим воспеванием наркомании, но и яростной критикой Владимира Путина.
Для Шаргунова Путин «предстает могильщиком страны», он «давно похож на выдохшийся флакон» и даже на «мокрую половую тряпку». И вообще, по словам правой руки Миронова, называть президента «уважаемым Владимиром Владимировичем» никак нельзя, вот он и создал чуть больше года назад Лигу Объединенной Молодежи для того, чтобы «объединить всех, кто против Путина». В итоге Шаргунов объединился с Мироновым.
На словах выступая человеком президента, Сергей Миронов и правда подчас действовал наперекор главе государства. Достаточно вспомнить его обращенные к Путину требования баллотироваться на третий срок, против чего сам президент высказывался неоднократно. Да и сегодня, когда Путин не исключил своего назначения на пост премьер-министра после марта 2008 года, Миронов вновь выступил против:
«Мы помним его крылатую фразу о том, что он найдет свое место в строю: я не уверен, что это место – именно пост премьера».
Премьерская должность, по мнению Миронова, предполагает преимущественно «хозяйственные функции», поэтому спикер Совета Федерации видит Путина лишь в кресле председателя Госдумы: «Есть политические функции – это, например, председатель Государственной Думы и еще какие-то органы власти, где больше политических функций┘»
Намерение трудоустроить Владимира Путина в «еще какие-то органы власти», конечно, впечатляет. По конституционному статусу премьер-министр – это второй человек в стране, спикер Совета Федерации – третий, а председатель Госдумы – четвертый. Не отсюда ли подсознательное стремление Сергея Миронова поставить Путина на четвертое место? После себя, любимого.
Тем не менее, выступая против возглавляемой Путиным «Единой России», открыто выступить лично против президента Миронов пока не решился. Напротив, он объявил «путинский призыв» в «Справедливую Россию», что, с одной стороны, абсурдно, поскольку сам Путин никого в эсэры не агитировал, но с другой – вполне объяснимо, ведь на «мироновский призыв» уже вряд ли кто откликнется. Скорее, наоборот. На днях, например, от эсэров окончательно откололись «Российские пенсионеры».
«Скорее всего «Справедливой России» будет очень сложно преодолеть семипроцентный барьер», – отметил президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. И руководство партии это, видимо, прекрасно понимает.
«Люди – в глубочайшем трауре, испытывают ощущение полной раздавленности», – поделился наблюдениями бывший член слившейся с эсэрами «Родины» Михаил Делягин.
В связи с этим генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков призвал Сергея Миронова не тратить немалый избирательный фонд понапрасну, а передать его на пенсионные нужды: «Это был бы нормальный человеческий шаг».
Но что-то подсказывает, что как раз на такие шаги лидер «Справедливой России» не способен. Проще делать сомнительные заявления. Чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре.