Вчера «Единая Россия» представила в ЦИК РФ партийные списки на выборы в Госдуму. У партии власти будут 83 региональные группы. 64 из них возглавляют главы субъектов РФ. Примечательно, что не все губернаторы, являющиеся членам «Единой России», удостоились чести попасть на первую строчку своеобразного шорт-листа партийного доверия.
К примеру, глава правительства Хакасии Алексей Лебедь оказался в региональном списке только вторым, рязанский губернатор Георгий Шпак вообще не попал в список, как, впрочем, и его саратовский коллега Павел Ипатов.
В республиках Северного Кавказа, кстати, «вне игры» оказались только два главы региона. Но если президент Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев является беспартийным, то отсутствие в региональном списке партии власти в Ингушетии президента республики единоросса Мурата Зязикова, похоже, объясняется совсем другими причинами.
«Если я список возглавлю, – разъяснял две недели назад ситуацию сам Зязиков, – то там будет (у «Единой России». – «НГ») 100 процентов». Правда, почему он, являясь секретарем регионального отделения партии, вообще не попал в список, президент Ингушетии не пояснил. Как заметил в этой связи заместитель руководителя фракции ЕР в Госдуме Валерий Рязанский, Зязиков будет вести «политическую работу по организации выборов». Между строк всех этих заявлений так и читается: административный ресурс в руках у Зязикова есть (и, естественно, будет использован на выборах), а вот с авторитетом у электората ситуация обратная. Именно поэтому, похоже, роль «паровоза» главе республики не доверили.
Административный ресурс, кстати, уже вовсю задействован. На днях в правоохранительные органы республики поступило негласное указание не сообщать в СМИ информацию о происходящих в Ингушетии событиях террористического характера. Речь идет об обстрелах, нападениях на сотрудников МВД и военных, подрывах. Ценное указание, заметим, поступило после того, как в ряде последних интервью и на пресс-конференциях Мурат Зязиков обвинил СМИ в необъективном освещении происходящего в республике.
Информация о том, что руководство республики дало указание замалчивать происшествия террористического характера, по словам сотрудника центра «Мемориал» в Назрани Тимура Акиева, к правозащитникам не поступала. «Проанализировать, так ли это, сложно, так как прошло слишком мало времени, – заявил собеседник «НГ». – Пока был один подобный случай. 26 сентября в районе селения Галашки была обстреляна колонна с военными, огонь велся в течение 20–30 минут. Это не было отражено на сайте прокуратуры, хотя ранее по подобным случаям прокуратура возбуждала уголовные дела и всегда сообщала о них».
«Руководство республики, во-первых, не имеет таких полномочий, так как правоохранительные органы относятся к структурам федерального подчинения, – заявил «НГ» пресс-секретарь президента Ингушетии Иса Мержоев. – Во-вторых, это просто бред».
Получить комментарий у представителей правоохранительных органов «НГ» вчера не удалось. Пресс-секретарь МВД Ингушетии Яхья Хадзиев подобную информацию комментировать отказался, поскольку находится к командировке. В пресс-службе МВД, куда Хадзиев посоветовал обратиться журналисту «НГ», услышав предложенную для комментария тему, сначала бросили трубку, а на следующий звонок сообщили, что «никого из сотрудников нет».