Если Александр Коновалов уйдет в отставку, она может стать последней перед упразднением института полпредства.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Вчера спикер Совета Федерации Сергей Миронов сообщил, что в ближайшее время, еще до президентской кампании, может быть ликвидирован – или переориентирован – институт полпредов.
Отвечая на вопрос о возможности отмены института полпредов, председатель верхней палаты отметил: «Я не исключаю – исходя из общих рассуждений, какие задачи ставились в свое время перед полпредами. Как мы видим, большинство из них решено. Возможна какая-то замена функций».
Источник «НГ» в «Справедливой России», согласившийся прокомментировать слова лидера партии, указав на две недавние отставки в этой сфере, посоветовал понаблюдать: если состоится третья, станет ясно – упразднение должностей полпредов не за горами. Исчезнет ли бесследно эта структура? По мнению источника, полпреды останутся, но будут переориентированы на кабинет министров. А еще точнее – на премьер-министра. Это будут, по словам источника, некие структуры, координирующие деятельность представителей федерального правительства в регионах.
В самом деле, буквально на днях, во вторник вечером, от исполнения обязанностей полномочного представителя президента в Дальневосточном федеральном округе был освобожден Камиль Исхаков. А на следующий день его назначили заместителем министра регионального развития Дмитрия Козака. Который, в свою очередь, до недавнего времени являлся полномочным представителем президента в Южном федеральном округе. Должности обоих экс-полпредов пока вакантны. Фигуры же четырех из оставшихся пяти полпредов (про Александра Коновалова, полпреда Приволжского федерального округа, разговор отдельный) – Георгия Полтавченко (ЦФО), Ильи Клебанова (СЗФО), Петра Латышева (УрФО), Анатолия Квашнина (СибФО) – в последнее время были мало заметны, и это дает основания предположить, что степень их влиятельности значительно ослабла.
Что же касается питерца Александра Коновалова, возглавившего в ноябре 2005 года полпредство в Приволжском федеральном округе, то представляется, что именно он может стать в ближайшее время фигурантом той самой отставки, возможность которой предположил источник «НГ» в «Справедливой России». И если это действительно произойдет, то тогда упразднение либо значительное ослабление функций института полпредов может обрести реальные очертания.
Версию собеседника «НГ» в какой-то мере подтверждает и недвусмысленное заявление Владимира Путина на недавнем съезде единороссов о том, что он может в будущем занять должность премьера.
Между тем заместитель генерального директора Центра политтехнологий Алексей Макаркин не считает, что институт полпредов ликвидируют перед выборами, но не исключает, что «со временем он может отмереть»: «Его роль снизилась. Это объективный процесс, связанный в том числе с переходом к принципу фактического назначения губернаторов». Если раньше, сказал «НГ» Макаркин, полпред воспринимался как противовес региональным элитам и главам регионов, которые были автономны от Кремля, то теперь степень их независимости резко снизилась. «Поэтому институт полпредов действительно может быть в будущем упразднен. В этом смысле Миронову важно показать свою осведомленность, что свидетельствует о сохранении его значимости», – считает политолог.
Совершенно понятно, также уверен руководитель центра «Экспертиза» Марк Урнов, что функции представителей президента в том виде, в котором они сформировались при Владимире Путине, были ориентированы сугубо на обуздание своевольных губернаторов. Потому что тогда, напоминает эксперт, контроль федерального Центра над регионами был значительно ослаблен: представители президента при Ельцине ничего решали и были фигурами фактически незаметными. Урнов считает, что Миронов «как человек информированный может отражать мнение если не президента, то околопрезидентских кругов о том, что институт полпредов свою миссию уже выполнил».
Институт полпредов сегодня – мощная структура, и поэтому, отмечает эксперт, она таит в себе некоторую потенциальную опасность дестабилизации: «Это может быть раскол по поводу границ регионов, а может, кто-то из полпредов наберет достаточно большой вес. Особенно это может представлять угрозу в условиях перехода к парламентской республике, где более влиятельной фигурой становится премьер. Нет никакого резона оставлять под президентом этих людей. И в логике уже отстроенной вертикали власти эту структуру нужно будет если не ликвидировать, то или ослабить их полномочия, или переориентировать на выполнение других задач. Сделать их, к примеру, региональными представителями либо премьера, либо правительства в целом».
Корреспондент «НГ» обратился в пресс-службу президента с просьбой прокомментировать высказывание третьего лица государства. «Мы ничего не комментируем», – ответили там. В представительстве ЦФО отвечали короткие гудки, а в аналогичном офисе ЮФО трубку бросили, едва выслушав вопрос. Не пожелали отвечать на вопрос о будущем полпредов в представительстве СЗФО. Не захотевшая представиться сотрудница пресс-службы СЗФО ответила: «Я заявления Сергея Миронова не комментирую».