Премьер-министр Японии Ясуо Фукуда вчера в программной речи в парламенте пообещал добиваться улучшения отношений с соседними странами. При этом только с Россией развитие связей будет сочетаться с усилиями по решению территориальной проблемы. Иначе говоря, Токио и далее будет добиваться от Москвы уступки Южных Курил.
В выступлении, которое отдельные СМИ назвали «очень мягким», Фукуда пообещал исправить ошибки и перекосы в политике его предшественников. Правда, для начала Фукуде пришлось публично извиниться и за себя, точнее – за скандал с подделкой его сторонниками данных о полученных политических пожертвованиях.
По словам Фукуды, основным направлением деятельности нового правительства станет продолжение экономических реформ в Японии. В социальной области он будет проводить политику «горячего сердца».
Во внешней политике новый премьер подтвердил уже сложившийся курс Токио. Но с нюансами. Прежде всего, по словам Фукуды, альянс с США остается «основой внешней политики» Японии и сам он будет способствовать «дальнейшему укреплению отношений доверия» между обеими странами.
В то же время Фукуда – за более внимательное отношение к азиатским соседям Японии. Он не намерен раздражать их попытками пересмотра оценок Второй мировой войны, как это делали два премьера перед ним. Так, Абэ громогласно призывал «порвать с прошлым» и пересмотреть с этой целью антивоенную статью Конституции Японии. Фукуда же вообще не стал затрагивать эту тему. Как известно, он не является сторонником ритуальных посещений храма Ясукуни в Токио, как это делал Коидзуми.
Фукуда пообещал заняться работой над «построением взаимовыгодных отношений с Китаем, основанных на общих стратегических интересах». «Мы будем еще больше укреплять сотрудничество с международным сообществом в действиях в пользу денуклеаризации Северной Кореи», – заявил он.
В отличие об Абэ, прибегшего к жесткому нажиму на Пхеньян, Фукуда пообещал приложить все усилия к нормализации межгосударственных отношений с КНДР. По его словам, необходимо скорейшее возвращение на родину всех японцев, ранее похищенных северокорейскими спецслужбами. Это, как рассчитывает Фукуда, позволит подвести черту под «несчастливым прошлым» в отношениях двух соседних стран.
В то же время в отношения с Москвой новый премьер даже не пытается внести что-либо новое. «С Россией, – заявил Фукуда, – я буду упорно работать над разрешением территориальной проблемы и вместе с тем прилагать усилия к развитию связей между двумя странами». По существу, подобному курсу следовали и предыдущие правительства Коидзуми и Абэ. При этом они настаивали на том, что территориальную проблему создает вопрос принадлежности южных островов Курильской гряды: Кунашира, Итурупа и Малой Курильской гряды (остров Шикотан и архипелаг Хабомаи).
Москва же неоднократно заявляла, что готова вести переговоры, основываясь на ратифицированной парламентами обеих стран совместной Декларации 1956 года. В ней говорится, что «после подписания мирного договора Россия готова рассмотреть вопрос о возможности передачи Японии острова Шикотан и архипелага Хабомаи».
По существу, новый премьер, пытающийся укрепить отношения с соседними азиатскими странами, прежде всего с Китаем и КНДР, прошел в то же время мимо возможности предложить какие-либо инициативы по улучшению отношений с Россией.
Курс нового правительства во внешних делах может натолкнуться на тот же камень преткновения, на который натолкнулся Абэ. Фукуда считает своей «неотложной задачей» обеспечить продолжение миссии японских ВМС в Индийском океане. Японцы бесплатно заправляют там топливом корабли многонациональной группировки ВМС во главе с США. Это делается в рамках операции по поддержке действия коалиции в Афганистане.
Фукуда сообщил, что вместо продления закона об операции, заканчивающегося 1 ноября с.г., он предложит проект нового закона. При этом будут проведены «серьезные консультации» с руководством оппозиции, располагающей большинством в верхней палате парламента. Эксперты считают такой план самой слабой частью программы премьера. Не исключено, что для нового правительства дискуссии с политическими оппонентами окажутся не менее проблемными, чем для предыдущего.