Воскресный съезд радикальной оппозиции «Другая Россия» ознаменовался несколькими скандалами. Сразу 70 делегатов движения «Авангард Красной молодежи» вышли из коалиции, отказавшись голосовать за Михаила Касьянова и Гарри Каспарова в качестве претендентов на пост президента страны. Затем «огня» добавил лидер нацболов Эдуард Лимонов, который предложил подать «список кандидатов в депутаты от «Другой России» в Центризбирком для участия в парламентских выборах. Инициатива заведомо провокационная, поскольку всем известно, что неформальная коалиция «Другая Россия» не зарегистрирована в Росрегистрации. И подобные эскапады вполне логичны. Как пояснил руководитель Центра политической информации Алексей Мухин, «Другая Россия» уже полгода находится в жестком системном кризисе. До сих пор мы знали лишь о разрыве Каспарова и Касьянова, но юридически он до сих пор не был оформлен».
Развод лидеров радикальной оппозиции оформился. Съезд окончательно расколол «Другую Россию» на два непримиримых лагеря, один из которых возглавил председатель РНДС Михаил Касьянов, а другой – вождь ОГФ Гарри Каспаров. Исход съезда определили как всегда «революционные матросы» – нацболы Эдуарда Лимонова. По признанию исполнительного директора ОГФ Дениса Билунова, лимоновцы и фронтовики Каспарова получили по квоте 240 мандатов на съезде. Этот факт и предрешил отставную судьбу экс-премьера Михаила Касьянова. А сам Лимонов еще задолго до съезда высказал свое отношение к экс-премьеру: «Многие разочарованы и даже обижены поведением Михаила Михайловича, который не соизволил появиться на конференциях, в то время как люди ломали за него копья. От него такого поведения не ожидали».
Немудрено, что, не дожидаясь итогов съезда «Другой России», Касьянов поспешил организовать собственную партию, где его и выдвинули кандидатом в президенты. Как пояснил секретарь президиума РНДС Константин Мерзликин, «выборы кандидата в президенты, проводимые в рамках «Другой России», не могут быть признаны выборами единого кандидата от оппозиции. «Другая Россия» – лишь одна из организаций, представляющих оппозицию. РНДС не участвовал в проведении внутренних процедур определения единого кандидата от «Другой России», поэтому не будет принимать участия и в федеральном съезде».
Действительно, саму затею коалиции можно назвать праймериз с огромной натяжкой, поскольку голосования «Другой России» прошли лишь в половине регионов страны и в них принимало участие в среднем не более 50 человек. Все это скорее напоминало игру в демократию.
«Голосовали непонятно откуда взявшиеся люди, возможно, что и пенсионеры из соседнего подъезда», – комментирует политолог Глеб Павловский.
Тем не менее даже это несерьезное мероприятие смогло расколоть и без того обескровленную уходом из нее Касьянова и Анпилова коалицию. Отдельные другороссы даже выступили с открытым обращением, в котором говорится: «Масштабная фальсификация результатов, вопиющие нарушения в ходе проведения конференции и голосования, дезинформация участников – все это привело к расколу внутри организации и выходу из нее значительной части активистов».
В итоге на «федеральном» съезде движения «Другой России» делегаты фактически сами поставили себе диагноз – радикальная оппозиция находится в коматозном состоянии.