Председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Юрий Шарандин предлагает поправить закон о правительстве РФ в соответствии с решением Конституционного суда. Сенатор намерен лишить кабинет министров права самостоятельно решать, какие законы нужны стране, а какие – нет.
Речь идет о практике отказывать авторам законопроектов в предоставлении им правительственного заключения – в тех случаях, когда они не могут точно посчитать, во что обойдется их законодательная инициатива. Дело в том, что жертвы отказов уже не могут внести ее в Государственную Думу. Эту важную функцию кабинет министров России, по сути дела, присвоил себе сам, слишком широко толкуя статью 104 Конституции страны. В части 3 которой всего лишь записано, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения правительства РФ». То есть не важно, положительное оно или отрицательное, главное, чтобы оно было.
Такое понимание Основного закона подтвердил, кстати, и Конституционный суд РФ – в своем постановлении от ноября 2006 года по иску Заксобрания Томской области. Иск был подан после того, как очередной законопроект регионалов был «убит» именно таким образом.
Как оказалось, кабинет министров в собственном регламенте пошел дальше Конституции, решив, что «законопроект, поступивший на заключение в правительство без финансово-экономического обоснования и иных необходимых материалов, возвращается аппаратом правительства субъекту права законодательной инициативы с сообщением причин, по которым невозможно представить заключение». Томичи оспорили статью 100 правительственного регламента – и победили. Конституционный суд строго заявил: не годится, когда «внесение законопроекта регламентом правительства РФ ставится в зависимость не от воли субъекта права законодательной инициативы, а от одностороннего усмотрения правительства или даже его аппарата; при этом Государственная Дума, по существу, лишается возможности принимать к рассмотрению законопроекты, подготовленные к внесению, и тем самым конституционной самостоятельности в осуществлении полномочий, принадлежащих ей как палате Федерального собрания при реализации законодательной функции».
Поэтому в статью 36 Конституционного закона «О правительстве РФ» глава комитета верхней палаты предлагает дописать всего один абзац. «Отказ от дачи заключения в связи с отсутствием финансово-экономического обоснования не допускается», – так лаконично суммирует Юрий Шарандин многостраничное постановление Конституционного суда по этой проблеме. Сенатор также указывает, что, хотя по закону правительство не позднее трех месяцев после соответствующего решения КС РФ должно было представить поправку к закону о самом себе, оно этого не делает на протяжении уже почти года. «Таким образом, решение Конституционного суда об осуществлении законодательного регулирования этих вопросов осталось неисполненным», – указывает он на недисциплинированность исполнительной власти.
Шарандин, правда, не отрицает, что свой внутренний регламент летом этого года правительство все-таки поправило, исключив из него статью 100. Однако, заявляет сенатор, ссылаясь опять же на мнение КС РФ, без законодательного оформления запрета на правительственное самоуправство обойтись нельзя. Заметим, впрочем, что, зайдя на официальный сайт правительства РФ, корреспондент «НГ» лично убедился, что в его регламенте злополучная статья 100 сохранена до сих пор. n