Глава думского комитета по социальной политике Андрей Исаев (справа) устал от предвыборных обещаний «Справедливой России».
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Предвыборное законотворчество всех четырех фракций на Охотном Ряду нарастает. Не снижает темпа по забрасыванию Думы социальными проектами «Справедливая Россия». ЛДПР уверенно держит второе место. Оживилась даже КПРФ. Под заверения Бориса Грызлова о том, что «Единая Россия» не допустит популизма в нижней палате, его коллеги стараются от других фракций не отставать.
Главные соперники в этом соревновании – единороссы и эсэры. Не успели, к примеру, последние ублажить российских женщин обещанием ужесточить отношение государства к неплательщикам алиментов, как медведи тоже решили поднести этой категории населения России подарок. За подписью видных членов фракции ЕР последовала инициатива заменить понятие «пенсия по старости» термином «пенсия по возрасту». Единороссы ссылаются на жалобы граждан по поводу действующего официального названия пенсии как «неадекватного и унижающего их достоинство». «Особенно обидно это женщинам, которые вполне правомерно указывают, что сегодня в 55 лет (при работе в особых условиях – в 50 и даже 45 лет) наступает их «старость», – прямо так и изложено в пояснительной записке к законопроекту ЕР. Напомним, что эсэры также предлагали усилить борьбу с недобросовестными алиментщиками «по многочисленным просьбам российских женщин». Любопытно, правда, что пару лет назад в Думу вносился проект закона об изменении названия пенсии, но ЕР тогда его провалила под предлогом полной неактуальности.
Однако на остальные социальные инициативы СР единороссы адекватного ответа пока дать не могут, хотя кое-какие проекты они все же продвигают. Определенная трудность для медведей проистекает, как ни парадоксально, из их политической монополии: они вынуждены согласовывать свои действия с исполнительной властью. У эсэров таких ограничений нет. Поэтому в последние несколько дней они предложили для социальной сферы настоящие молочные реки в кисельных берегах. Например, потребовали платить врачам, учителям и работникам культуры дополнительную госпенсию – вместе с обычной трудовой. То есть, иными словами, приравнять их к чиновникам и сотрудникам военизированных ведомств. Или, положим, увеличивать пенсионеру базовую часть пенсии не с 80 лет, как сейчас, а с 70.
Еще один проект СР – позволить самому человеку решать, кто получит после его смерти накопительную часть его собственной пенсии. Предпенсионной части электората эсэры обещают, что учеба в техникумах и институтах, а также учеба в аспирантурах в обязательном порядке будут учитываться в общем трудовом стаже – без всяких условий и ограничений.
А вот многочисленных российских чиновников «Справедливая Россия» совершенно точно не любит. Некоторым представителям этой категории трудящихся партия предложила специальный вид уголовного наказания – лишение государственной пенсии. Оно, по расчетам эсэров, должно распространяться на лиц, проходивших военную службу, сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, Госнаркоконтроля и пожарных. «По смыслу законопроекта данный вид наказания будет являться дополнительным видом наказания и по усмотрению суда может быть назначен соответствующим лицам за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», – указывается в законопроекте, подписанном лидером фракции СР Александром Бабаковым, его первым заместителем Иваном Харченко и депутатом Александром Чуевым.
Эсэры полагают, что именно таким образом можно заставить этих людей служить государству и обществу более добросовестно. Единороссы, конечно, так далеко зайти в процессе законотворчества не могут, а потому стараются эсэров заклеймить, не всегда заботясь о мотивации. Например, первый зампред думского комитета по конституционному законодательству Александр Москалец сказал: «Вот Грызлов заявил, что перед выборами будем бороться с популистскими законами, а ведь с дурацкими мы боролись всегда». По его мнению, предложение эсэров как раз попадает скорее во вторую, чем в первую категорию. Москалец также заметил, что, видя такие законопроекты, понимаешь: «вывихнуть можно не только кости, но и мозги, особенно если они уже совсем затвердели».