Вчера в Госдуме прошли парламентские слушания по проблематике участия России в базовом Договоре об ограничении обычных вооружений в Европе (ДОВСЕ). Никто особенно не спорил, что мораторий на выполнение Россией своих обязательств по данному договору может оказаться в ее интересах. Однако в деталях подходы участников слушаний разделились.
Официальную позицию представляли председатель думского комитета по международным делам Константин Косачев, замминистра иностранных дел Сергей Кисляк и замначальника международно-договорного управления Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны Владимир Никишин. Ничего нового главные докладчики не сказали. Константин Косачев подчеркнул, что российская позиция является предсказуемой, правовой и обратимой. Сергей Кисляк обратил особое внимание на то, что Россия объявляет мораторий на выполнение именно базового договора ДОВСЕ, но по-прежнему заинтересована в скорейшем вводе в действие его адаптированного варианта (этот процесс тормозится странами Запада). Владимир Никишин в деталях объяснил военные аспекты претензий России к ДОВСЕ.
Некоторые думцы придерживались еще более жесткой позиции. «ДОВСЕ – это только одна из сторон политико-дипломатического обеспечения безопасности нашей страны, – убежден зампред думского комитета по безопасности Сергей Абельцев. – Хотелось бы узнать, кто сегодня может убедительно доказать необходимость соблюдения нами Договора по ракетам средней и малой дальности (ДРСМ)?»
Позицию Абельцева мало кто поддержал. Например, Директор Института США и Канады Сергей Рогов решение о моратории считает обоснованным, но опасается более жестких мер: «Существует реальная угроза полного развала режима контроля над вооружениями». «Ну выйдем мы из договора РСМД, – дискутирует Рогов с Абельцевым. – Мы что, хотим, чтобы американские ракеты были размещены в Эстонии, Латвии и Литве?»
По мнению Рогова, Россия должна действовать в союзе с бывшими советскими республиками. «Нам надо по-серьезному взглянуть на наши отношения со странами СНГ, и в первую очередь с Белоруссией, – считает он. – Даже просто российско-белорусский потенциал – это 70% от общего баланса НАТО». «Если мы будем просто требовать паритета между только Россией и только НАТО – это, конечно, бессмысленно», – продолжает он.
Насколько реальна кооперация России и стран СНГ в вопросе о ДОВСЕ? Представляется, что по крайней мере в Минске интересы Москвы должны найти понимание. «Несмотря на белорусско-российские разногласия в двусторонних отношениях, Белоруссия продолжает оставаться страной, которая поддерживает Россию во внешнеполитических вопросах», – сказал «НГ» белорусский политолог Валерий Карбалевич.
Но вот позиция Украины по этому поводу, вполне возможно, будет отрицательной. По крайней мере такого мнения придерживается источник «НГ» в МИД Украины: «И сторонники президента Виктора Ющенко, и премьер-министр Виктор Янукович прислушиваются в первую очередь к мнению Вашингтона и Брюсселя.
Участники вчерашней парламентской дискуссии сошлись в главном: замораживание российского участия в ДОВСЕ может быть оправданным ходом. Что же дальше? Очевидно, что судьба законопроекта о моратории на участие России в ДОВСЕ предрешена и без всяких слушаний. Таким образом, мало кто сомневается, что в ночь с 12 на 13 декабря Россия перестанет выполнять обязательства по базовому ДОВСЕ. «Мер по повышению количества вооружений мы предпринимать не будем, – пообещал Владимир Никишин, но добавил: – Хотя это зависит от того, как поведут себя наши западные коллеги».
Киев-Минск