Борьба между двумя центрами силы в праворадикальной оппозиции – Михаилом Касьяновым и Гарри Каспаровым – продолжается. Как сообщала вчера «НГ», политсовет свердловского регионального отделения Российского народно-демократического союза (НДС) принял решение о самоликвидации. Сторонники НДС пополнят ряды отделения «Объединенного гражданского фронта» (ОГФ) в регионе, которым руководит Евгений Боровик. Интрига заключается в том, что до недавнего времени он же возглавлял и региональное отделение НДС, но потом принял «революционное» решение о самороспуске структуры. Руководство НДС считает, что ничего чрезвычайного не произошло.
Попытка корреспондента «НГ» получить комментарии лично у лидера НДС Михаила Касьянова не нашла отклика в руководстве движения. «Касьянов не будет это комментировать. Комментировать партийные дела будет председатель исполкома, а не лидер партии», – как отрезала в телефонном разговоре с «НГ» пресс-секретарь Касьянова Елена Дикун. Стоит заметить, что подобное случается уже не в первый раз: экс-премьер Михаил Касьянов по непонятным причинам всякий раз уклоняется от общения со СМИ, и вопрос, как именно он намерен выстраивать карьеру публичного политика, все еще остается открытым.
В свою очередь, председатель исполкома НДС Александр Половинкин не склонен драматизировать свердловскую историю. «Эта проблема высосана из пальца, – настаивает он. – Евгений Боровик – молодой парень, ищущий, он был в КПРФ, потом ушел в ОГФ, в последнее время шел с нами. Мы расстались с ним в достаточно дружеском ключе, остаемся сторонниками».
Правда, утверждения Боровика о самороспуске свердловского регионального отделения НДС Половинкин категорически опровергает. «Региональное отделение у нас там существовало и продолжает существовать, – настаивает один из лидеров НДС. – Оно включает в себя не одного Боровика, и у нас там есть сторонники не только по его линии». По словам Александра Половинкина, численность этого ответвления сторонников Касьянова, действовавших «не по линии Боровика», составляет около 200 человек. У Боровика, отметил Половинкин, около 120 человек – «по тем докладам, которые он делал».
Судя по комментарию представителя НДС, ситуацию в свердловском отделении НДС точнее было бы описывать скорее как внутренний раскол, нежели как его самоликвидацию. Однако Боровик настаивает на своем. «Отделение было одно, руководил им я, и все люди, естественно, были мои. Не знаю, может, у них что-то родилось там за неделю», – так ответил Боровик на вопрос корреспондента «НГ» о наличии «второй колонны» в региональном отделении НДС.
Боровик повторил прежнюю точку зрения, что ключевой причиной принятия решения о самороспуске регионального отделения НДС стало пренебрежительное отношение Касьянова и его окружения к региональным структурам организации. Учитывая, что нет никаких данных о том, что отношения между двумя крупнейшими фигурами в непримиримой оппозиции Михаилом Касьяновым и Гарри Каспаровым, улучшаются, закономерно возникает вопрос: не являются ли последние события в Свердловской области прямым следствием скрытого противостояния? Ведь, как известно, Евгений Боровик возглавлял в Свердловской области не только касьяновцев, но и региональную организацию каспаровского «Объединенного гражданского фронта».
Боровик считает, что это совсем другая тема. «Я действительно ездил в Челябинск, встречался с Каспаровым. Но дело не в том, что я съездил, повстречался сначала с одним, потом с другим и принял решение, – подчеркнул Боровик, хотя тут же оговорился: – Это, естественно, повлияло, хотя было не основным».
В дальнейшем, по словам Боровика, он постарается переломить ситуацию в Свердловской области в пользу каспаровской структуры. Напомним, на прошедшей в Екатеринбурге 8 сентября региональной конференции «Другой России» кандидатом в президенты от данной структуры был избран Касьянов, набравший 31 голос против 18 у Каспарова.
Сходятся Половинкин и Боровик пока лишь в одном – на дружеских отношениях между НДС и бывшим руководителем свердловской организации этой структуры то ли раскол, то ли самоликвидация не сказались. Более того, если объединенным кандидатом от оппозиции на президентских выборах станет все же Михаил Касьянов, то Евгений Боровик пообещал оказать его кампании всяческое содействие. Хотя это, понятное дело, вопрос уже будущей повестки дня. Пока же борьба внутри оппозиционных движений не утихает.
А, может быть, все дело в том, что на радикальную оппозиционную деятельность способны неординарные личности? Что и хорошо, и одновременно плохо, так как именно в силу собственной неординарности эти личности не способны к разумным, конструктивным компромиссам. Как бы там ни было, ситуация в свердловском отделении как в капле воды отразила и всеобщее, и особенное такого явления, как российская оппозиция, способность которой к объединению на общей платформе почти всегда находится ниже уровня собственной выживаемости.