Если считать, что чье-то несчастье сулит кому-то счастье, то положение в Белоруссии представляется как очень многообещающее. В ситуации, когда повышение тарифов на энергоносители может вынудить правительство на проведение приватизации, вполне вероятно, что влиятельные чиновники постараются не упустить возможности приобретения государственной собственности. Иностранных же инвесторов будут держать на определенной дистанции.
Итак, Белоруссия неожиданно оказалась в центре внимания. Правительственные источники продолжают сообщать о высоких промышленных показателях и об экономическом росте, ежедневно опровергая предсказания финансового кризиса. В то же время зарубежные эксперты указывают на такие острые проблемы, как ограниченность источников валютных поступлений и дефицит валютных резервов, необходимых для покрытия внешних платежей.
В частности, по оценке экспертов Центра глобальных исследований (Global Insight), сделанной в начале августа, белорусская экономика находится на пороге дефолта, а из таких авторитетных организаций, как Standard&Poor’s и Moody’s, поступают предупреждения о назревшей необходимости глубокой экономической реструктуризации. Своеобразным ответом правительства на это явилось начало практически негласной распродажи акций государственных предприятий.
Так, в августе без лишнего шума был продан по очевидно заниженной цене в 7,2 млн. долл. Минский завод "Мотовело", в частные же руки перешел и 51-процентный пакет акций ведущего в стране оператора мобильной связи MTЦ, функционирующего под брендом Velcom. Тем зарубежным инвесторам, которым может показаться, что пробил их час, не следует особенно торопиться – ведь, хотя призрак приватизации реален как никогда ранее, их никто не ждет.
Конечно, можно считать, что для приватизации имеются все предпосылки, однако правительство остается себе на уме относительно того, что продавать, а главное, кому. Говоря точнее, государственные чиновники приложат все усилия к тому, чтобы самим приватизировать объекты белорусской экономики. Таким образом, они впервые заявят о себе как о полноправной политической силе. Несмотря на годы, отмеченные увольнениями, кадровыми перестановками и откровенно уничижительным отношением к бюрократии со стороны президента Лукашенко, на политической арене появились весьма влиятельные фигуры, занимающие сильные позиции в государственном аппарате и в органах управления экономикой. Здесь можно отметить формирование административно-предпринимательских группировок в окружении таких лиц, как премьер Сергей Сидорский, бывший председатель Совета безопасности Виктор Шейман, бывший заместитель председателя нижней палаты парламента Владимир Коноплев, министр внутренних дел Владимир Наумов; оказался среди них и сын президента Виктор Лукашенко.
Эти группировки соревнуются между собой за контроль над активами государственных промышленных предприятий, и отголоски борьбы ощущаются и в общественной жизни. Это проявилось в последней волне увольнений в системе правоохранительных органов, в нефтехимическом секторе и среди региональной администрации. Высокопоставленные бюрократы находятся между собой в достаточно противоречивых отношениях, чтобы выступить против Лукашенко единым фронтом. Ни одна из группировок не обладает силой, чтобы противостоять одновременно президенту и конкурентам. Не может устранить их всех разом и сам Лукашенко. В результате складывается ситуация, когда чиновники могут, используя кризисное положение в стране, приступить с молчаливого согласия президента к легализации своих приобретений и поступающих к ним финансовых потоков под прикрытием приватизации и ограниченных реформ.
И, конечно, государственные чиновники, проводящие некую розничную приватизацию «среди своих» с целью приобщения к государственному имуществу, менее всего нуждаются в зарубежных конкурентах. Этим, видимо, объясняется и совсем недавний отказ белорусских производителей пива от своих предложений по продажам, сделанным ранее по отношению к компаниям Hеineken, SAB Miller и BBH. Из правительственных источников уже поступали сообщения о том, что разработаны условия акционирования государственных нефтеперерабатывающих предприятий. При этом отмечалось, что к участию в этом процессе могут быть допущены только отечественные компании. Ожидается, что в ближайшие недели начнется приватизация предприятий высокорентабельного строительного сектора. Они должны перейти в собственность к лицам, ныне выполняющим функцию госуправляющих, причем проходить это будет без какой-либо конкуренции со стороны внешних участников.
Передача государственной собственности в руки чиновников или их подставных лиц не означает того, что в Белоруссии проводят реформы в полном смысле этого слова, то есть как того требуют правила рыночной экономики. Как неоднократно заявлял президент, касаясь вопросов приватизации, предприятия перейдут в «хорошие руки». И вот оказывается, что, по мнению высших госчиновников, самые «хорошие руки» именно у них. Зарубежных же инвесторов просят не беспокоиться.