В отличие от событий 2004 года внешняя реакция на конституционный и политический конфликт на Украине остается сдержанной. На этом фоне нельзя не отметить ряд деталей и тенденций, которые отражают изменение поведения основных внешних игроков, включая США и Европейский союз. С точки зрения международных процессов Украина остается компонентом и фактором, влияющим на баланс в российско-европейских отношениях. Примечательно, что, хотя все заинтересованные стороны декларируют политику невмешательства, основная причина сдержанности – в сомнениях относительно тактики и моделей возможного реагирования.
Что касается ЕС, во многих европейских столицах сама возможность возвращения к власти в Киеве прозападных оранжевых группировок, похоже, была воспринята с облегчением. Политическая сумятица на Украине дает возможность мотивировать отказ от любых обещаний, касающихся перспектив не только членства в ЕС, но также подписания соглашения о европейском ассоциированном статусе. Учитывается, что политически ослабленная в результате кризиса украинская власть не станет выдвигать ЕС свои условия или торговаться по поводу форм участия Украины в Европейской политике соседства. Европейская комиссия недвусмысленно рекомендует Украине отказаться от ориентации на перспективу членства в ЕС и сосредоточиться на политике соседства, цель которой – создание вокруг ЕС зоны полупериферийной «обслуживающей» экономики и политического влияния. ЕС либо уверен в выгодном изменении расстановки сил, либо выжидает завершения конфликта, до поры до времени воздерживается от выражения формальной поддержки Виктору Ющенко и присматривается к Юлии Тимошенко.
На Украине «европейская идея» стала едва ли не основной политической темой и широко эксплуатируется властью с 1998 года. Поскольку становится очевидным, что в ближайшие годы реализация европейской перспективы, мягко говоря, проблематична, рано или поздно возникнет вопрос: что делать дальше? Правительственные круги в Киеве будут вынуждены объяснять обществу затянувшуюся паузу и предлагать нечто более реальное, чем вечное ожидание «европейского членства». Что касается членства в НАТО, то без симметричных гарантий вступления Украины в ЕС этот вектор малопривлекателен ввиду его убыточности для экономических интересов и перспектив. Иными словами, для того чтобы обеспечить вступление Украины в НАТО, необходим кризисный сценарий.
Аппарат президента Виктора Ющенко осознает напряженность ситуации. Выходом из обозначившейся паузы может стать моделирование нового газового конфликта, который позволит воссоздать фактор внешней угрозы и обосновать потребность Украины во внешних гарантиях безопасности. Участившиеся заявления Ющенко и чиновников Совета национальной безопасности и обороны о возможном пересмотре цен на транзит российского газа через Украину очерчивают параметры нового спора. Изначально идея перетасовки украинско-российских газовых соглашений принадлежит Тимошенко, готовившейся вытеснить компанию «РосУкрЭнерго» с украинского рынка. Однако активизация интереса к этой проблеме со стороны Ющенко отражает не только конкуренцию между ним и Тимошенко, но и возможность определенного стратегического сценария.
Предположительно сюжет новой «газовой войны» выглядит следующим образом: украинские власти начинают спор по действующим соглашениям, который может привести к новому газовому конфликту с Россией, предполагающему относительно длительную блокаду транзитных поставок. В целях урегулирования конфликта ЕС ультимативно предлагает посреднические услуги, включая возможный пересмотр условий по ранее заключенным контрактам и соглашениям с компаниями отдельных европейских государств. В качестве итогового компромисса может быть предложена схема координированных закупок газа европейскими компаниями на украинско-российской границе по единой цене, которая будет согласовываться с участием Европейской комиссии. В этом случае от Украины будут требовать полного присоединения к Договору к Энергетической хартии, а НАК «Нефтегаз Украины» утратит роль монопольного оператора транзита по внутренним магистральным трубопроводам.
Все это можно было бы счесть домыслами, если игнорировать сигналы, поступающие от различных политиков в США, странах ЕС и на Украине, указывающие на возможность подобного развития ситуации. Предполагается, что, поскольку ЕС не сможет предоставить Украине военные гарантии безопасности, вынужденное повышение цен на внутреннем украинском рынке до среднеевропейского уровня снимет существующие на сегодняшний день препятствия на пути к вступлению страны в НАТО. В этом случае ввиду обострения экономических проблем и потери динамики экономического роста перспектива членства Украины в ЕС явно не приблизится.