В конце 1991 года Конгресс США принял закон об оказании содействия бывшему Советскому Союзу в выполнении его договорных обязательств по разоружению, а также по обеспечению безопасного хранения материалов, представляющих угрозу с точки зрения нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Этот закон получил название Акт Нанна–Лугара – по имени двух его авторов, сенатора Ричарда Лугара, республиканца от штата Индиана, и сенатора Сэма Нанна, демократа от штата Джорджия. Прошедшие 15 лет показали значимость этого закона, а также выявили существенные проблемы.
В соответствии с законом Россия и другие постсоветские государства получают американское содействие в реализации своих разоруженческих и нераспространенческих программ. Речь идет об уничтожении и укреплении мер безопасности при хранении запасов ОМУ и материалов, пригодных для их создания.
За 15 лет осуществления программы правительством США выделено около 6 млрд. долл., к 2013 году расходы превысят 8 млрд. Дополнительные средства – в размере еще нескольких миллиардов долларов – выделены на параллельные проекты. На эти деньги из боевого состава выведено около 7 тыс. стратегических ядерных боезарядов, 653 межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), 613 морских стратегических ракет, около 30 атомных подводных лодок, 155 тяжелых бомбардировщиков и 906 крылатых ракет воздушного базирования. Демонтировано 485 шахт МБР. Около 1 млрд. долл. выделялось на строительство предприятия по уничтожению химического оружия в поселке Щучье (Курганская область.)
Профинансированы научно-исследовательские проекты, в которых приняли участие 72 тыс. ученых, занятых в создании оружия массового уничтожения. Это способствовало предотвращению их участия в деятельности государств и террористических группировок, стремящихся к приобретению такого оружия. Кроме того, США финансируются работы по установке оборудования систем физической защиты, учета и контроля на 125 объектах в России по хранению опасных ядерных материалов. С целью предотвращения нелегального экспорта радиоактивных материалов была профинансирована установка датчиков радиоактивного контроля на сотне КПП по периметру российских границ...
И все же достигнутый прогресс представляется далеко не столь впечатляющим. Сохраняется существенный разрыв между уровнем политических обещаний и реальным объемом заключенных контрактов. Из обещанных средств только небольшая часть доходит до российских потребителей. Существует практика, в соответствии с которой основные контракты подписываются правительственными ведомствами США с американскими компаниями, а российские выступают в качестве субподрядчиков. Их доля варьируется от проекта к проекту, но, разумеется, основные средства получают американцы, что серьезно тормозит выполнение многих проектов.
Ситуация усугубляется и тем, что пока далеко не все обещанные средства реально выделяются. В последние годы США сокращают финансирование – в частности, на строительство объекта по уничтожению химического оружия в Щучьем. Кроме того, американские программы жестко ограничены принятыми Конгрессом политическими условиями. Есть и другие препятствия. В том числе и несовершенство российского законодательства, которое препятствуют получению необходимой помощи.
Сейчас, по мере роста экономического благополучия страны, все большее число аналитиков как в России, так и за рубежом ставит под вопрос необходимость дальнейшей реализации этой программы. Собственные российские ассигнования на программы по разоружению и нераспространению быстро растут, и все средства, необходимые для их реализации, уже не кажутся неподъемлемыми, если золотовалютные резервы увеличиваются примерно на полмиллиарда долларов ежедневно.
Тем не менее, несмотря на все трудности, ни Россия, ни другие партнеры не торопятся принимать решение о ее свертывании. Для Москвы оказываемое содействие экономит средства федерального бюджета. А отказ от выполнения уже запущенных проектов потребовал бы дополнительных расходов, например на закупки отечественного оборудования, и мог бы привести к задержкам в реализации таких приоритетных разоруженческих программ, как уничтожение химического оружия и ликвидация списанных атомных подлодок. В свою очередь, это повысило бы риск различного рода инцидентов, в том числе и экологических, а также осложнило бы выполнение ряда международных обязательств РФ. Словом, наступило время больше вкладывать собственных усилий в ликвидацию опасных вооружений, а не рассчитывать на заморские вливания. Тем более действия США подталкивают именно к этому.