На этой неделе в Средиземном море начались антитеррористические маневры НАТО «Активные усилия». В учениях, которые продлятся почти месяц, участвует и сторожевой корабль (СКР) Черноморского флота «Ладный». В подобной операции Военно-морской флот России задействован уже второй раз.
«Ладному» нарезан персональный район патрулирования. СКР будет иметь право досматривать гражданские суда, а также участвовать в совместных с НАТО мероприятиях по предотвращению терактов, незаконного оборота оружия, наркотиков и перевозки террористических грузов. До этого экипаж корабля прошел курс обучения по стандартам НАТО на базе военно-морских сил Турции Акзас-Караагач. И вот теперь корабль ЧФ демонстрирует весомое российское присутствие в важном регионе. Такое присутствие, как заявлял недавно главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин, будет, как в советские времена, в Средиземке постоянным.
Конечно, для РФ, которая намерена отстаивать в Средиземноморье свои геополитические интересы, это шаг вперед. Совместно с НАТО, как известно, действуют и другие постсоветские причерноморские страны – Украина и Грузия. Однако Москва это откровенно не приветствует. А вот в маневрах «Активные усилия» Россия участвует без проблем. Российские активисты «Анти-НАТО» об этом, видимо, даже не знают. Корабль ЧФ действует далеко от своих берегов.
Между тем, как известно, и на Черноморском побережье есть «горячие» точки, и возможность совершения терактов на гражданских судах здесь не меньшая, чем в Средиземноморье. Вот почему уже долгое время страны альянса и США лоббируют распространение «Активных усилий» и на Причерноморский регион. В свое время об этом заявил командующий Объединенными военно-морскими силами НАТО в Южной Европе итальянский вице-адмирал Фердинандо Санфеличе ди Монтефорте. Его тогда поддержал глава отдела Европы и Евразии Министерства иностранных дел США Курт Уолкер. Такая активность итальянцев и американцев не понравилась, кстати, не только России, но и Турции.
Первый вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов, встречаясь с командованием НАТО, тогда заявил, что Москва против распространения активности НАТО на Черное море. А в официальном заявлении МИД Анкары было отмечено, что «уполномоченные лица Турецкой Республики выражают беспокойство этим проектом, поскольку он затрагивает права Турции, прописанные в Конвенции Монтрё».
Но времена, похоже, меняются. Побывавший на прошлой неделе в США главком ВМФ Владимир Масорин заявил, что эти учения свидетельствуют о новом уровне взаимодействия флотов России и Америки. При этом он подчеркнул, что командование ВМС США высказало намерение и желание «расширить взаимодействие с ВМФ России в интересах безопасности и стабильности в Мировом океане». Каким был российский ответ на данные предложения – неизвестно, но от взаимодействия с НАТО на Черном море в главном штабе ВМФ отказываются. Как заявил «НГ» офицер этого ведомства на условиях анонимности, проблемы коллективной безопасности здесь РФ решает с помощью «Блэксифор» (Вlackseafor) и «Черноморской гармонии». Москва наращивает военную активность в Средиземноморье, где взаимодействует с НАТО. Однако РФ против пребывания кораблей НАТО на Черном море. Но эта политика будет эффективной только до тех пор, пока твердую позицию занимает Турция, контролирующая Босфор. Все другие причерноморские страны ждут НАТО к себе с распростертыми объятиями.