Вчера официально стартовала парламентская избирательная кампания. Президент страны Владимир Путин издал соответствующий указ, а глава Центризбиркома Владимир Чуров напомнил партиям – участницам гонки правила игры. Между тем главный предвыборный агитпродукт – телевизионные ролики – еще не готов ни в одной из политструктур, а на пиарщиках политики намерены серьезно сэкономить.
Одна из главных интриг открывшейся кампании – содержание будущих партийных роликов. Оно строго засекречено, что, как обычно, не исключает утечек, иногда скандальных.. И то, что утекает, и то, что признается участниками парламентской кампании, выглядит пока либо неаппетитно – в силу банального использования «говорящих голов» политиков-тяжеловесов, либо никак не выглядит: до демонстрации главного предвыборного продукта осталось ровно два месяца, а некоторые партии все еще находятся на стадии обсуждения сценариев.
Вокруг роликов, вроде бы уже подготовленных «Единой Россией», вообще разгорелся настоящий скандал. Всю вторую половину прошедшей недели в СМИ обсуждалась тема: есть ли у единороссов проекты рекламных роликов с участием первого вице-премьера Сергея Иванова? Другой вопрос, непосредственно связанный с этим сюжетом, – кто санкционировал использование Иванова – тоже занимал умы журналистов. Появились диаметрально противоположные версии: либо замруководителя президентской администрации Владислав Сурков сам приказал единороссам подготовить ролики, либо он ничего не знал о случившемся, а потом сильно гневался на самодеятельность ЕР и вот теперь намерен найти и наказать креативщиков.
Как уже писала «НГ», проекты роликов ЕР действительно подготовила уже давно, но содержание их строго засекречено. Тем более что пока они представляют собой просто нарезку различных видеоматериалов. Корреспондент «НГ» попытался выяснить у различных источников в партии, есть ли среди этой лапши кусочки с Сергеем Ивановым. Однако оказалось, что отношение к этой работе не имеют даже самые высокопоставленные люди в партии. Многие из них, кстати, едва узнав о теме беседы, не захотели продолжать разговор. А источник «НГ» в администрации президента категорически опроверг информацию об использовании образа Иванова. «Никаких роликов – ни с ним, ни с кем-либо другим – и в помине нет», – заявил он. Судя по всему, собеседник «НГ» был столь категоричен именно потому, что готовых роликов на самом деле нет. Вместе с тем многие эксперты допускают, что единороссы, готовясь к этапу телеагитации, действительно могли нарезать в запас какого угодно информационного сырья.
В отношении привлекаемых экспертов «Справедливая Россия» оказалась самой откровенной. «Минтусов с нами в личном качестве работает, после президентской кампании 2004 года он остается в нашей орбите, хотя у него нет официальных заказов, – поделился с «НГ» глава пресс-службы СР Александр Морозов. – Он привлекается как консультант. На федеральном уровне нет таких компаний, которые бы с нами работали. Но, поскольку кампании носят в значительной степени мажоритарный характер, в регионах привлекают пиарщиков. Например, в Новосибирске работают питерские пиар-компании, в Чувашии – «Никколо-М».
Заказ на ролик эсэрами еще не сделан. Но характер проекта уже проясняется: по словам Морозова, записаны короткие выступления спикера Совета Федерации Сергея Миронова для дальнейшего использования в избирательной кампании. Содержание же базового ролика пока не известно никому, включая его создателей.
Поголовный и демонстративный отказ партийцев от использования услуг профессионалов предрекает не слишком высокое качество телепродукта. «Мы услугами никаких фирм не пользуемся, – сообщил «НГ» секретарь ЦК КПРФ Олег Куликов. – Это наша политика. Ведь надо вариться в нашей проблематике, надо понимать наш электорат, и это все-таки не реклама коммерческая. Всегда мы сами делаем ролики. Полностью самостоятельно. Есть наши партийцы, которые и снимают, и озвучивают, и кастинг, если надо подбирать игровой ролик, проводят. И сценарий, и исполнители – наши люди». Содержание ролика – закрытая тема, пояснил Куликов: «Это все равно, что дать ключ от комнаты, где деньги лежат!»
Такую же высочайшую степень самостоятельности проявила и «Гражданская сила» Михаила Барщевского. Что стало плодом его предусмотрительности: профессионалы узкого профиля были заранее привлечены им в состав высшего совета партии. Барщевский рассказал «НГ»: «Мы ни к каким пиар-компаниям не обращаемся, у нас в высшем совете есть по крайней мере три своих специалиста». О роликах политик отказался говорить, обронив, правда: «Я их придумал, по крайней мере!» Собеседник «НГ» пояснил свою позицию: «Своруют идею!»
Понятно, что партийцы пытаются подчеркнуть: профессиональные пиарщики будут играть чисто техническую роль. Что именно они сами будут авторами продукта, определять содержание и идеологию ролика. Однако у коммунистов, сказал «НГ» заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин, ситуация более сложная: «У КПРФ не такой большой бюджет по сравнению с другими партиями, и коммунисты должны быть действительно экономными». Кроме того, отмечает эксперт, у коммунистического электората и запросы другие: он в меньшей степени подвержен влиянию новых пиар-технологий. Избиратели КПРФ – народ нетребовательный, говорит Макаркин: они проголосуют за свою структуру, даже если весь ролик, сделанный партийными функционерами, будет состоять из одного выступления Геннадия Зюганова.