0
1069
Газета Политика Интернет-версия

31.08.2007 00:00:00

Когда молчание – слабость

Ярослав Романчук

Об авторе: Ярослав Чеславович Романчук - президент научно-исследовательского центра Мизеса (Белоруссия).

Тэги: белоруссия, ядерное оружие


Белоруссия ядерная? Опять? Это back in the USSR? После интервью посла России в Белоруссии Александра Сурикова такие вопросы начали будоражить сознание в первую очередь политиков и экспертов Белоруссии и Запада. В борьбе с почти ядерным Ираном, в разборках с воюющими Ираком и Пакистаном Запад явно не рассчитывал на такие новости – возвращение ядерного оружия в авторитарную Белоруссию с ополчившимся на весь западный мир лидером.

Надо думать, что это не faux pas Александра Сурикова. Он слишком опытный дипломат, чтобы допускать подобные высказывания без согласования с Москвой. Очевидно, это очередная проверка официального Минска на выполнение договорных обязательств. Очередное тестирование союзника. На этот раз в стратегически важной для Кремля сфере – военном сотрудничестве.

Трудно подобрать тему, которая была бы сегодня для Александра Лукашенко более неудобной, чем ядерное оружие. С одной стороны, он не раз высказывал сожаление по поводу его вывода из республики. Первый белорусский президент хотел бы сидеть за столом переговоров эксклюзивного мирового клуба ядерных держав. Тогда бы США и ЕС точно не осмелились ввести запрет на его перемещение по этим странам. Помочь ему в получении статуса ядерной страны может исключительно Россия. Она бы и не прочь, как на то указал Суриков, но для этого нужно реальное, стратегическое партнерство и выполнение определенных требований. И главное – доверие.

  • Много шума и... ничего (НГ 29.08.07): Возможность размещения ядерных объектов России на территории Белоруссии, о которой в понедельник сообщил посол РФ в Минске Александр Суриков, во вторник вызвала шквал эмоций в мире.

Трудно себе представить, что Россия отдала бы контроль над своим ядерным оружием на территории Белоруссии, если бы такое решение было принято. Еще более нереалистичной является ситуация, когда Лукашенко согласился бы с иностранным ядерным хозяином в своей стране. Если в Белоруссии даже директора предприятия без его ведома нельзя назначить, то о ядерных боеголовках вообще не может быть и речи. Он уж точно захотел бы присвоить себе по счастливому случаю оказавшиеся на подконтрольной ему территории политически чувствительные активы. Как использовать их в контексте особых отношений с Ираном, Венесуэлой или арабскими государствами, Александр Григорьевич знал бы.

О таком сценарии развития событий в Кремле догадываются. Поэтому, несмотря на действующие военные соглашения, едва ли кто-то там серьезно рассматривает вопрос о размещении в Белоруссии ядерного оружия. Значит, высказывания Сурикова направлены не на информирование мировой общественности о планируемой военной операции. С их помощью посол России еще раз привлек внимание Запада к позиции России по размещению в Чехии и Польше элементов ракетного щита.

С другой стороны, Россия своим предложением загнала Лукашенко в угол. Согласится на размещение ядерного оружия – признает свою зависимость от Кремля, станет более уступчивым в переговорах по трансферту полномочий в Москву, по газу и приватизации белорусских «голубых фишек». Одновременно Лукашенко нарвался бы на мощные протесты внутри своей страны и на порядок более активный и действенный интерес Запада. Не согласится – значит, Лукашенко можно обвинить не только в срыве проекта по единой валюте и единому экономическому пространству, но также по военному сотрудничеству. Тем самым Лукашенко начал бы терять поддержку своего традиционно сильного для себя российского военного лобби, а также имидж верного борца за интересы союзника против «враждебного» Запада.

Очутившись в такой вилке, Лукашенко спасовал. Он промолчал. Он признал свою слабость. Два дня Кремль и Запад ждали от него реакции. Ответа не последовало. Ни восторженного – «конечно, мы с Россией покажем этим американским империалистам», ни гневного возмущения по поводу посягательства на Конституцию страны и ее нейтральный статус. Стало понятно, что Лукашенко готов торговать всем чем угодно, но только если это укрепляет его личную власть.

Сегодня мы наблюдаем острейший кризис доверия между политическим руководством России и Белоруссии. Дело даже не в личной антипатии первых лиц. Проблема в несовместимом видении будущего отношений Белоруссии и России. Зона свободной торговли, таможенный союз, Союзное государство, военный союз – чего только нет между нашими странами на бумаге. Тысячи договоров регламентируют и уточняют свободу перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы. А этой самой свободы не было и нет.

Со дня начала «ускоренной» интеграции в 1995 году Белоруссия и Россия еще никогда не были в таких плохих отношениях. Все дело не в людях, культурах или истории. Виновники сегодняшнего кризиса – властные политики, монополисты и олигархи. Причем обеих стран. Принятая стратегия интеграции в корне порочна и неизбежно генерирует кризисы. До тех пор, пока российские политики будут видеть Белоруссию в составе своей Федерации, а белорусские власти рассматривать Россию как источник дешевых энергоресурсов и открытый рынок сбыта, наши страны будут перманентно находиться в состоянии острого политического, торгового и информационного противостояния.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


 КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

КОНЦЕРТ "Вертинский". Александр Домогаров

0
254
 ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

ВЫСТАВКА "110 Российский дизайн 1915–2025"

0
241
 ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

ВЫСТАВКА "Любовное настроение"

0
239
Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Граждане имеют право требовать себе другого следователя

Екатерина Трифонова

Процессуальный механизм отвода участников судопроизводства срабатывает эпизодически

0
410

Другие новости