Весьма своеобразное развитие украинской политики, равно как украинско-российские отношения, давно утратило элементы сенсационности. В последнее время официальная хроника двусторонних контактов напоминает развитие сюжетной интриги в посредственном детективе. В начале августа выясняется, что президент Виктор Ющенко в очередной раз не едет в Москву. Но вскоре в Россию едет премьер Виктор Янукович. Визит его оказался успешным. По крайней мере, проект совместного производства украинского пассажирского самолета Ан-148 наконец одобрен, начинается его серийный выпуск. Обозначены перспективы и в других секторах промышленной кооперации.
Затем появилось два разноплановых по содержанию заявления представителей российского посольства в Киеве. Советник российского посольства на Украине Владимир Лысенко предостерег Украину от выдвижения дополнительных условий, касающихся базирования Черноморского флота в Севастополе, и намекнул на возможность в этом случае денонсации основного договора, регулирующего украинско-российские межгосударственные отношения. В то же время советник-посланник посольства высказался в умеренных тонах, назвав украинско-российский договор 1997 года и соглашения по Черноморскому флоту «уникальным компромиссом», который не стоит политизировать. Поскольку дипломатия по определению не может быть частной инициативой, имеет смысл рассмотреть ситуацию в нескольких ракурсах.
В отношении Москвы к украинскому президенту сюрпризы вряд ли уместны. Хотя внешне контакты Ющенко с российским руководством выглядят как в меру нейтральные: ни сам украинский президент, ни представители российской элиты не упускают случая подчеркнуть несовместимость стратегических взглядов и ориентиров. Присутствует ожидание, что, если Ющенко все же добьется формирования украинского правительства партиями нынешней украинской оппозиции, его линия на вступление в НАТО не будет учитывать последствия обострения отношений с Россией, точно так же, как ранее учитывать факторы взаимозависимости отказался грузинский президент Михаил Саакашвили. Но, как ни парадоксально, действия Саакашвили не привели к заметному снижению его популярности, несмотря на отсутствие адекватной потерям и трудностям помощи со стороны Запада. В конце концов бытовые тяготы все же несут не президенты, а рядовые граждане.
Очевидно, что демарш советника российского посольства Лысенко – прямой и относительно симметричный по смыслу ответ на недавние заявления украинского президента о возможности увеличения арендной платы за базирование российского Черноморского флота в Крыму, если выяснится, что его база использует не учтенные в инвентарном списке 1997 года объекты и территории. Заявления же Ющенко мотивируются намерением найти контраргументы на случай, если российская сторона существенно увеличит цену поставок газа для Украины. Поскольку Ющенко всерьез рассчитывает отстранить от власти кабинет Януковича, он также готовится к возобновлению энергетического конфликта, предполагая что взаимные корпоративные обязательства могут быть пересмотрены.
До последнего времени российское руководство придерживалось нарочитой сдержанности в отношении украинского кризиса. Тем не менее благосклонность Кремля в отношении действующего украинского правительства относительно очевидна. Речь, разумеется, не идет об изначально промосковской ориентации Януковича, как об этом назойливо твердит западная пресса. И хотя правительство Януковича и партии – участники нынешней правительственной коалиции являются единственными приемлемыми партнерами Москвы в украинской политике, с точки зрения реальных перспектив и интересов попытки России ограничивать пределы гибкости их курса были бы серьезной ошибкой.
Этот момент требует пояснений. Для крупного украинского бизнеса, политическим представителем которого является Янукович, внешним стратегическим приоритетом является смягчение противоречий между Россией и ЕС. В этом случае Украина могла бы играть роль активного участника в более широком европейском пространстве сотрудничества, развивая отношения с Европой при сохранении экономических интересов в СНГ. С такой точки зрения эксцессы в духе холодной войны между США и Россией расцениваются как крайне нежелательные и препятствующие достижению поставленных целей.
В контексте досрочных парламентских выборов дипломатический сигнал в адрес президента Ющенко, несомненно, будет переадресован избирателям. Присутствие «российской темы» в ходе избирательной кампании повысится, что станет дополнительным аргументом для обыгрывания таких вопросов, как вывод Черноморского флота из Крыма в 2017 году, принадлежность маяков в Ялте и Геническе (которые непонятно зачем стараются удержать российские военные), разграничение в Азово-Керченской акватории. По сути, получается, что Ющенко сознательно спровоцировал российскую сторону, чтобы получить недостающий ему внешнеполитический компонент для использования в ходе достаточно вялой избирательной кампании.