Общественная палата провела в стенах МГТУ имени Баумана «групповую консультацию» для НКО, являющихся потенциальными получателями государственных грантов. Председатель комиссии ОП по вопросам развития гражданского общества Мария Слободская предупредила, что расходование каждой бюджетной копейки будет жестко контролироваться.
В 2007 году президентским указом был выделен 1 млрд. 250 млн. руб. на «реализацию социально значимых проектов». Напомним, что в прошлом году НКО нередко жаловались на недостаточную открытость конкурсов, так как распределением денежных средств заведовала Общественная палата и полномочные представители президента. Поэтому теперь распределением бюджетных денег займутся шесть организаций-грантодателей, каждая из которых будет курировать свое направление. Впрочем, всерьез дистанцироваться от финансовых потоков ОП, похоже, не намерена, – например, на вчерашней консультации в большом количестве присутствовали представители региональных Общественных палат. Но в разговоре с корреспондентом «НГ» Слободская объяснила их участие очень просто: им отводится сугубо просветительская, посредническая работа, и оказывать влияние на распределение денег они не будут.
По ее словам, качество заявок на получение грантов остается невысоким. «Конкурс прошлого года был показательным, – напомнила Слободская. – Организации в качестве основной цели заявки указывали выкуп собственного здания в центре города или строительство нового пятиэтажного здания под свои офисы. Много было заявок на строительство плотин, дачных поселков и прочих удивительных вещей». «Это все не относится к вопросу, но близко, очень близко», – пошутила представительница ОП. Между тем, ранее региональные НКО получали уверения, что и косметический ремонт здания вполне может сойти за социально значимый проект, если, конечно, он будет в достаточной мере аргументирован.
Вчера со стороны представителей НКО прозвучало множество каверзных вопросов. Например, они остро интересовались, можно ли подать сразу несколько заявок разным грантодателям. «Формального запрета нет», – признала Слободская, но настоятельно порекомендовала коллегам не увлекаться самодеятельностью, дабы «не запутывать операторов грантов и самих себя». «Не нужно уж очень широко закидывать сети – можно не поймать вообще ничего», – предостерегли глав НКО. Пыл общественников, почувствовавших запах бюджетного пирога, был неоднократно остужен. Представители организаций-грантодателей подчеркнули, что при отборе заявок они будут руководствоваться «принципами научной целесообразности» и упор будет сделан на «конкретность и реальность проекта». Причем если в 2006 году НКО предоставлялись скорее государственные субсидии, то в этом году будут заключаться грантовые договоры. «Операторы вас будут жестко проверять на соблюдение договора, – предупредила Слободская. – Будет очень сложная система финансовой отчетности». Позже в разговоре с корреспондентом «НГ» она подчеркнула, что ничего общего между этими отчетами и драконовскими методами Росрегистрации, требующей от НКО регулярных докладов о своей деятельности, не будет. «Это ведь бюджетные деньги, – отметила «общественница». – Они должны отчитаться за каждую взятую у народа копейку».
То, что контроль государства с появлением организаций-операторов не ослабнет, дал почувствовать суровый президент «Национального благотворительного фонда» Алексей Маликов. Именно этому фонду предстоит распределить треть всех грантов. Организация, которая до апреля 2007 года носила название «Национальный военный фонд», работает под личным патронатом Владимира Путина, а ее попечительский совет возглавляет патриарх Алексий II. От имени фонда, много лет защищающего интересы не только силовых структур, но и «всех людей в погонах», Маликов пожелал представителям НКО успехов и пообещал непредвзято отнестись ко всем заявкам. «Президент имеет четкую стратегию поддержки НКО и признает некоммерческий сектор нужным, важным и значимым. На этом основании мы можем говорить, что наше гражданское общество развивается, – в свою очередь заявила Слободская и, строго взглянув на коллег из регионов, спросила: «Вы согласны?». После некоторого замешательства ряды дружно закивали – «согласны! согласны!» «Я надеюсь, что те, кто не согласен, находятся вне стен нашей с вами аудитории», – подвела итог представительница Общественной палаты.