Только в восьми российских регионах по инициативе Федеральной регистрационной службы были закрыты 600 некоммерческих организаций. Около 80% существующих в России НКО не сдали в положенный срок отчеты о своей деятельности и, следовательно, могут быть исключены из реестра юридических лиц. Такие данные приводятся в аналитической записке Межрегиональной правозащитной группы – Воронеж/Черноземье.
Правозащитники отмечают, что карательные меры применяются в первую очередь к региональным, межрегиональным и местным организациям. Как правило, такие НКО не могут оплатить услуги юристов и им не приходится надеяться на широкий резонанс в СМИ. Однако даже в таких «тепличных» условиях подразделения ФРС прибегают к хитрости – организации узнают о своем «заочном» закрытии лишь через несколько месяцев после решения суда и зачастую уже не имеют возможности для обжалования этого решения. Тем временем представители Росрегистрации заявляют, что руководствуются самыми благими намерениями – проверяют, действует организация или нет.
В аналитической записке приводится список наиболее крупных региональных организаций, исключенных за последние 1,5 года из реестра: Международное молодежное правозащитное движение (МПД), Бурятский республиканский правозащитный центр, нижегородское отделение Российского коммунистического союза молодежи (РКСМ), калининградская организация «Молодежь за демократию и реформы». В марте 2007 года предпринималась попытка закрыть воронежское движение «Солдатские матери России».
Само по себе исключение организации из реестра юридических лиц еще не подразумевает ее ликвидации. В соответствии с законом вычеркнутая из реестра организация не может иметь счетов в банках и печати, а также заключать договоры и соглашения. Однако «юридическое» закрытие влечет и более серьезные последствия. В частности, НКО лишаются права наблюдать за выборами и референдумами, участвовать в выработке решений органов госвласти и органов местного самоуправления, а также учреждать СМИ и осуществлять издательскую деятельность.
После принятия в 2006 году нового законодательства об НКО Росрегистрация, по сути, превратилась в Росликвидацию, считают правозащитники. К репрессивным действиям чиновников подталкивает и прокуратура, усматривающая в деятельности некоторых НКО признаки экстремизма. Между тем, уверены авторы аналитической записки, стремительное сокращение числа региональных НКО может поставить под вопрос само существование гражданского общества в России.