Саммит ШОС, прошедший 16 августа в Бишкеке, и тактические учения ШОС «Мирная миссия-2007», организованные в Челябинске, продемонстрировали: потенциал ШОС в области безопасности возрастает и ему уделяется приоритетное значение.
Военное измерение необходимо ШОС. Организация ясно демонстрирует свою готовность и способность взять на себя ответственность за весь комплекс проблем безопасности в Центральной Азии.
Работа ШОС по вопросам безопасности и намерение развивать это направление вполне понятны. Однако нельзя не обратить внимание на то, что вопросы безопасности, перечисленные в Совместном коммюнике по итогам заседания Совета глав государств – членов ШОС (а проблематика безопасности заняла примерно четверть документа), входят в зону ответственности еще одной организации. ОДКБ тоже ведет активную работу по ликвидации наркотрафика через Центральную Азию, противодействию терроризму, имеет программу работы по афганскому направлению.
Конечно, есть вопросы, по которым у ОДКБ монопольные позиции. ОДКБ вне конкуренции как военная организация, построенная на российской военной платформе. Но ОДКБ претендует не только на то, чтобы быть военным блоком. Несколько лет назад ОДКБ сделал выбор в пользу того, чтобы стать универсальной организацией безопасности. Зоны ответственности ОДКБ и ШОС по вопросам безопасности все больше пересекаются.
С высокой долей вероятности можно предположить, что ШОС сможет решать многие вопросы безопасности, особенно из разряда так называемых новых угроз, а не чисто военные, более эффективно. ОДКБ в этом случае функционально сожмется до общей системы ПВО, подготовки военных кадров и поставок российского оружия странам-членам. По сути, превратится в военную организацию с очень ограниченной функциональной зоной ответственности.
Членство в двух организациях во многом пересекается: из семи стран – членов ОДКБ пять представлены в ШОС, из шести стран – членов ШОС четыре представлены в ОДКБ. Но такое пересечение не облегчает взаимоотношений между ШОС и ОДКБ. Скорее они все больше втягиваются в непубличную и опасную конкуренцию.
Деликатность взаимоотношений между ОДКБ и ШОС не является секретом. В Совместном коммюнике говорится: «Главы государств поддержали развитие связей между ШОС и ОДКБ с целью координации усилий по укреплению региональной и международной безопасности, противодействию новым вызовам и угрозам». Но вряд ли усилия по координации снимут все проблемы. ОДКБ может оказаться в тени ШОС.
Нельзя не радоваться успехам ШОС. Но вопрос о будущем ОДКБ чрезвычайно важен. Причем не только для России. Среди стран – членов ОДКБ и ШОС есть те, кто будет только рад ослаблению ОДКБ и прогрессу ШОС, но есть и такие, кто будет очень озабочен чрезмерным изменением баланса между двумя организациями в пользу ШОС.
Необходима объективная ревизия работы ОДКБ. Возможно, потребуется вносить коррективы в стратегию и тактику развития организации. Необходимо понять, почему ОДКБ теряет динамичность, почему ОДКБ с трудом вырабатывает согласованную позицию по актуальным вопросам, таким, как американская ПРО в Европе, ситуация вокруг ДОВСЕ и т.д. Зачастую позиция ОДКБ по этим и другим важным вопросам отсутствует. Проблемы в работе ОДКБ должны быть идентифицированы и устранены. Если все продолжится как сейчас, то ОДКБ может на свой манер повторить судьбу Западноевропейского союза, военной организации, которая после образования НАТО потеряла свое значение, хотя продолжила существование и работу по ограниченному кругу вопросов.
Развитие ОДКБ должно стать объектом более пристального внимания и поощрения со стороны высшего руководства России. Но, возможно, и в работе секретариата организации что-то необходимо поменять, чтобы обеспечить ее более динамичное развитие.