Центризбирком России заканчивает подготовку к декабрьским выборам в Госдуму и мартовским президентским выборам. Однако уже сейчас в Центризбиркоме ведутся дискуссии о том, какими должны быть кампании следующего избирательного цикла 2011–2012 годов.
Хотя постепенно процессы компьютерной обработки информации внедряются и в работу избирательных участков, процедура голосования у нас до сих пор проходит по старинке. Члены избиркомов обрабатывают бюллетени вручную. Законодательство разрешает вместо стационарных ящиков использовать технические средства подсчета голосов или комплексы электронного голосования (КЭГи), но не более чем на 1% участков страны. Количественное применение КОИБов (комплексы обработки избирательных бюллетеней) законом не ограничено. В 2007 году было применено 924 комплекта КОИБов на 462 избирательных участках на региональных выборах.
В России комплексы чаще используются, чем в других странах. С декабря 2003-го по март 2007-го они применялись в 14 субъектах, в среднем 6 раз каждый. В США же каждый избирательный сканер применяется в среднем один раз в два года. Использование на избирательном участке одновременно электронного голосования и голосования по бумажному бюллетеню получило поддержку избирателей. Явка избирателей на участках, где использовались КЭГи, была выше средней, в частности по городу Орел на 9%.
Несмотря на интерес избирателей к электронному голосованию, сделали свой выбор с использованием КЭГов только от 18 до 29% избирателей. В сравнении с выборами в Конгресс США 2006 года это высокий уровень доверия. Там электроникой воспользовались от 5 до 15% американцев.
Основная преграда для повсеместного внедрения электронного голосования – неуверенность большинства россиян в том, что они самостоятельно смогут проголосовать с помощью этих устройств. Это обусловливает для нас эволюционный подход к внедрению КЭГов с активным просвещением и обучением избирателей.
Новое время ставит новые задачи. Какие выборы будут через 10 или 100 лет в эру нанотехнологий? Через 25 лет прогнозируется создание роботов, способных из отдельных атомов создавать любой предмет материального мира. Но я не фантаст, а зампред ЦИКа и, увы, юрист-прагматик и могу делать прогнозы только на основании своих полномочий и действующего законодательства. Поэтому скажу точно – будущее за единым информационным пространством, полной компьютеризацией и автоматизацией всех избирательных процессов. Постепенно от 1% участков, голосующих на КЭГах, мы перейдем к 5,10, 50 – и это перестанет быть экспериментом. КЭГи будут использоваться и при проведении референдумов, возможно при переписи населения и создании единого реестра избирателей, практике введения системы «Единого окна», обозначенного президентом России В.В.Путиным. При этом способ голосования на участках может быть комбинированным, то есть и ящики для голосования, и КЭГи. Постепенно электронный способ голосования вытеснит бумажно-письменный. Упростится система подсчета голосов и повысится контроль за голосованием, осуществляемый по сети интернет, параллельно с системой ГАС «Выборы».
Пойдут ли граждане нашей страны на занесение персональных данных в единые электронные системы и не будут ли нарушаться демократические права? Полагаю, что большинство избирателей согласятся, ведь это будет удобно. Скажем, в электронных ЧИПах паспортов нового образца будет содержаться информация о недвижимости, актах гражданского состояния, техпаспорта на автомобили и многое другое. С использованием такого паспорта можно будет, минуя очереди и бюрократические проволочки, через интернет, коды и серверы соответствующих служб зарегистрировать автомобиль, квартиру, оформить кредит и т.д. С точки зрения бюджетных затрат? Да, это дорого, но и затраты на механическое проведение выборов и референдумов, перепись населения обходится недешево. Если к этому прибавить затраты на содержание всевозможных контролирующих и регистрирующих служб, думаю, получится дешевле.