Новость о том, что Индия окончательно принимает Соглашение атомного сотрудничества с США, не стала неожиданностью. Дружба с демократической Индией началась еще во времена коммунистического СССР. Ее прочность между странами измеряется степенью общности противника. Сегодня это терроризм исламского толка. Не забыты в России прошлые распри с Китаем, а у Индии они сохраняются до сих пор. При этом у Москвы и Дели в принципе нет и не может быть никаких противоречий.
После распада СССР Россия не испортила отношений с Индией (в отличие от отношений с большинством бывших советских клиентов), при этом очень серьезное внимание уделялось военному сотрудничеству. Индия получала из России новейшее оружие – танки Т-90, реактивные системы залпового огня «Смерч», истребители Су-30, лучшие в мире фрегаты проекта 11356, подлодки проекта 877 и т.д. Был подписан контракт на продажу авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» с истребителями МиГ-29.
Но становится заметной тенденция к охлаждению связей. У этого процесса ряд причин.
Мы, видимо, не сильно интересны друг другу в области гражданской экономики. А военно-техническое сотрудничество, похоже, достигло предела. Индия взяла у России практически все, что представляло собой наследие СССР. А чего-то принципиально нового в технической сфере Россия за 15 лет своей независимости так и не создала. Соответственно Дели начинает терять интерес к российскому ВПК. Индия уже слишком развита и амбициозна, она хочет действительно новейших технологий. К тому же явно назревает большой скандал с авианосным контрактом: Россия срывает сроки поставки авианесущего корабля и самолетов к нему.
Наконец, чрезвычайно важен вопрос «против кого дружим». Индия, безусловно, готова была дружить с Россией против Китая и против ряда исламских стран. Увы, Россия придумала химерический треугольник Москва–Дели–Пекин, а также начала дружить с тем самым рядом исламских стран, которых Индия у себя в друзьях никак не видела.
В рамках треугольника было проведено несколько формальных мероприятий. Разумеется, они ничем не закончились. Нашей общественности практически неизвестно, с какой подчеркнутой ревностью Пекин реагирует на тот факт, что Россия продает Индии более качественное оружие, чем Китаю (это особенно заметно на примере Су-30 – индийская версия гораздо круче китайской). Пекин и Дели не видят себя друзьями. Впрочем, если им вдруг захочется подружиться, то совершенно непонятно, для чего им будет нужна Россия? Что она даст этим двум гигантам?
Индия готова дружить с нами на почве реальных общих интересов, но никак не на почве удовлетворения психологических комплексов обитателей Кремля. Именно из-за иррациональной политики России, которая дружит со своими объективными противниками ради того, чтобы огорчить США, Индия начала искать сближения с этими самыми США. А они – с ней. Потому что у них тоже общие противники, причем те же самые. Америка сдает позиции мирового гегемона, безнадежно проигрывая иракскую кампанию (а за этим скорее всего последует и афганское поражение). В такой ситуации у Вашингтона явно нет сил на конфронтацию еще и с Китаем. Бежать из Евразии, бросив все, Америка пока не готова. И Индия может оказаться идеальным «заместителем».
Причем, поскольку Индия уже является ядерной державой, продавать ей можно практически все. Понятно, что в технологическом отношении Америке сегодня нет равных. Не видя больше перспектив в российском ВПК, Индия естественным образом начнет переориентироваться на американский ВПК. Неудивительно, если Индия вдруг окажется в числе первых покупателей новейших боевых самолетов F-22 и/или F-35.
В итоге может возникнуть совершенно абсурдная ситуация – мы в союзе с Китаем, которому исторически не очень доверяем, станем противниками своему главному потенциальному союзнику – Индии.