Командующий стратегическим командованием ВС США генерал Джеймс Картрайт на слушаниях в Сенате 31 июля предложил не продлевать американское участие в Договоре СНВ-1. Нынешняя ситуация такова, что США утратили интерес к договору. Это объясняется тем, что администрация Вашингтона не хочет связывать себя никакими ограничениями в какой бы то ни было области. Даже в том случае, если «здесь и сейчас» отказ от ограничений не имеет конкретного применения. Главное, чтобы ограничений не стало в принципе.
США уже 10 лет (после ввода в строй в 1997 году последней атомной подлодки типа «Огайо») не увеличивали группировку стратегических ядерных сил (СЯС), ориентируясь на обычное высокоточное оружие. Последнее, в отличие от ядерного, можно без проблем применять в любой войне, притом что по эффективности оно сейчас ненамного уступает тактическому ядерному оружию. Недавно в Пентагоне родилась идея ставить на часть стратегических ракет неядерные заряды в целях «борьбы с терроризмом» (и, видимо, не только с ним). США получат возможность в любой момент наносить удары по любой точке земного шара. В течение максимум получаса заряд достигнет цель, причем подавляющее большинство потенциальных противников США узнают о запуске по ним ракеты только в момент взрыва заряда.
Осуществлению этой идеи мешает юридический аспект – совершенно непонятно, как «оформить» неядерные заряды в рамках договоров о СНВ, особенно учитывая очевидную возможность быстрой замены ядерного заряда на неядерный и обратно, и каким образом осуществлять проверку. США решают вопрос характерным для них способом – путем выхода из договора.
России нечем ответить, кроме очередной истерики (к чему в Вашингтоне давно привыкли). На начало 2007 года у России осталось 760 носителей и 3344 заряда. Темп производства стратегических ракет «Тополь-М» сегодня втрое ниже, чем даже в 90-е годы, причем эти однозарядные ракеты идут на смену прежним многозарядным, что вызовет обвальное сокращение количества зарядов. Создание многозарядного варианта «Тополя» представляется иллюзией хотя бы из-за того, что у этой ракеты слишком малый забрасываемый вес. Еще большей иллюзией является морская ракета «Булава», все испытания которой оказались неудачными. Это, по сути, означает скорую утрату морской составляющей СЯС. Авиационная группировка пока стабильна, но она мала, а новых бомбардировщиков не видно даже в проекте. Никакой возможности перелома данных тенденций не просматривается (если, конечно, не смотреть телепрограмму «Время»). Соответственно, США просто проигнорируют «встающую с колен» Россию с ее «возрождающейся мощью».
Единственное, что может предотвратить выход США из СНВ, – внутриполитическая борьба в самих США. Демократы накануне президентских выборов склонны к ограничению военных расходов и к большей умеренности во внешнеполитической стратегии. В любом случае судьба СНВ будет решена Вашингтоном единолично. Если Америка выйдет из договора, это не приведет ни к какой катастрофе (по крайней мере в обозримом будущем) и формально развяжет руки не только им, но и нам. Однако, учитывая разницу экономических и технологических потенциалов сторон, у США будет несравненно больше возможностей добиться значительного преимущества над РФ, чем у нас – ликвидировать отставание. Размер американских СЯС будет ограничен американскими желаниями, размер российских СЯС – российскими возможностями.