Сегодня ЦИК проведет тренировочную жеребьевку по распределению мест в избирательном бюллетене. Таким образом ведомство собирается избежать повторения скандала, возникшего в марте вокруг ЕР, получавшей строчку №1 в подозрительно большом количестве регионов. Между тем новое законодательство, по мнению партийцев, приготовило участникам декабрьской кампании много новых неприятных сюрпризов. В политструктурах уже вовсю просчитывают все крупные юридические риски гонки.
По данным «НГ», для того чтобы снизить скандальность кампании, глава ЦИКа Владимир Чуров привлек ученых-экспертов. Они должны рассчитать вероятность попадания одной и той же партии на первое место в списке.
Партийные юристы уже определили список слабых (с юридической точки зрения) моментов будущей кампании. Отмена института одномандатников, к примеру, может породить массу обращений беспартийных граждан в партячейки с требованием включить их в партийные предвыборные списки. По закону они имеют на это право, а партии имеют право их кандидатуры отклонять. Политиков пугает и полная неконтролируемость процесса, и перспектива массовых исков обиженных отказников.
Другая проблема – нарушение авторских прав. Даже на ЕР жаловались в суд по этому поводу. Раньше партии обращали внимание на использование музыки, репродукций картин, кадров из фильмов, но это относится и к фото, и даже к памятникам. На Ставрополье список партии власти чуть не покинул досрочно гонку из-за использования без разрешения в своих агитматериалах изображения местного памятника. Спасла единороссов случайность: в документах авторы памятника не были указаны. «Уверен, ЕР, КПРФ и СР будут отслеживать эти моменты, но менее опытные участники – «Патриоты России», Партия мира и единства – на это не обращают внимания. Нарушение подобного рода дает основания для отмены регистрации всего списка», – считает представитель ЕР в ЦИКе Сергей Костенко.
К тому же существует проблема, связанная с законом о персональных данных. 16-я статья закона запрещает использовать персональные данные в агитационных целях без согласия гражданина. Нарушение этой нормы приравнивается к нарушению правил агитации и влечет за собой дисквалификацию участника предвыборной гонки. А это значит, что любые директ-мейлы (когда в строке «кому» написаны адрес и ФИО гражданина) – прямое нарушение закона. «Чтобы ко мне обратились, я должен дать на это в письменном виде свое разрешение», – подчеркивает юрист. Теперь партия, имея базу данных своих сторонников, не сможет обратиться, как раньше, к ним персонально и поздравить, например, от имени Геннадия Зюганова избирателей с 90-летним юбилеем Октября.
С этой проблемой столкнулся и Чуров, пожелавший отправить каждому избирателю персональное приглашение прийти проголосовать на выборы. ЦИК вынужден будет прибегать к безличному обращению «Уважаемый избиратель!». Однако весь смысл популярной технологии в том, что в почтовый ящик приходит письмо с твоей фамилией, именем и отчеством, с подписью лидера партии. В законе четко оговорен список тех, кто может пользоваться персональными данными: структуры, занятые социально-бытовым обслуживанием. Сами партии проверить своих выдвиженцев не могут. Из-за этой коллизии на весенних выборах был снят ряд кандидатов в депутаты региональных заксов. В партиях сильно опасаются, что закон поможет мастерам грязных технологий, отправляющим письма от имени соперников. Можно даже, к примеру, выпустить листовку с эмблемой ЕР и репродукцией картины Шишкина «Утро в сосновом бору» – и партия попала. Потом доказывай, что ты ничего не отправлял и ничего подобного не издавал. Ситуация осложняется тем, что закон вступил в силу сравнительно недавно и судебной практики по этому поводу не существует. А как себя поведет суд в подобной ситуации – большой вопрос. Это, очевидно, зависит от того, кто первый попадется на нарушении.
Оппозиционные партии также опасаются быть снятыми за экстремистские действия. «Вся идеология КПРФ основана на классовой борьбе, а это по крайне размытым формулировкам закона – раздувание социальной розни. Железно. Сюда же можно подтянуть другие оппозиционные структуры – СПС и «Яблоко», которые критикуют власть за нарушение прав человека. Но самое опасное, что противоядия с юридической с точки зрения от этого нет», – сетует секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев. «Если почитать закон, то любая партия может быть снята с выборов по данному закону. Это не закон, а туманный нормативный акт, который плодит полный произвол власти и Центризбиркома. Единственное, что способно остановить их от массовых злоупотреблений, – готовность партии мобилизовать своих сторонников и вывести людей на улицы для протестных акций», – негодует коммунист. С ним во многом согласен адвокат СПС Вадим Прохоров. Для непарламентских партий создана куча непреодолимых юридических барьеров – от невозможности зарегистрироваться по подписям до введения фактического запрета критики оппонентов в СМИ.