0
1241
Газета Политика Интернет-версия

20.07.2007 00:00:00

Отдать под суд системный кризис

Юрий Скуратов

Об авторе: Юрий Ильич Скуратов - президент фонда "Правовые технологии XXI века", генеральный прокурор РФ в 1995-2000 годах.

Тэги: страсбургский суд, зорькин, верховный суд


Власти предержащие в России озаботились все возрастающим потоком обращения российских граждан в Европейский суд по правам человека. Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин выступил с инициативой поднять эффективность надзорной системы российского правосудия с тем, чтобы судебные ошибки исправлялись не в Страсбурге, а в пределах России. А Верховный суд РФ уже заявил о создании рабочей группы, которая займется разработкой соответствующего законопроекта. И понятно почему. Ведь это не только вопрос престижа страны в Европе. С материально-финансовой стороны стало накладно постоянно проигрывать эти дела в ЕС. Поэтому нашлись умные люди, к числу которых принадлежит, безусловно, и Валерий Дмитриевич Зорькин, и стали искать выход из ситуации.

В чем суть инициативы Зорькина? Дело в том, что в Конституции РФ записано, что обращение в ЕС возможно лишь тогда, когда исчерпаны все ресурсы защиты прав человека и гражданина, предусмотренные национальным законодательством. Нашими законами предусмотрена так называемая надзорная форма исправления судебных ошибок, когда вслед за кассацией вступает институт вышестоящей судебной инстанции, в которой теоретически могут исправить эти ошибки. Но вся беда в том, что само обращение гражданина, сама жалоба не является тем спусковым механизмом, когда эта надзорная инстанция включается в дело. Включать ее или не включать, решают судебные чиновники. К примеру, один судья, изучив жалобу, определяет, истребовать дело или в этом нет нужды, потом заключение дают уже трое профессиональных судей, потом оно истребуется и т.д. и т.п. Все полностью отдано на свободное усмотрение чиновников, которые всегда очень заняты, кроме того, им нужно и на рыбалку, и на охоту. Поэтому совершенно справедливо ЕС не признал российскую надзорную инстанцию – а это значительная часть нашей судебной системы – в качестве одного из средств защиты прав человека, предусмотренных национальным законодательством.

Зорькин же, будучи человеком действительно умным, предлагает: давайте посмотрим, почему у нас столь неэффективен целый «этаж» судебного надзора. Давайте внесем ряд изменений с тем, чтобы надзорная инстанция была реформирована в соответствии с рекомендациями ЕС. Идея здравая. Но примечательно то, как эту идею встретили коллеги Зорькина по судейскому цеху. Они начали его за это и ругать, и критиковать, а некоторые даже поливать грязью. Мое же мнение таково: несмотря на здравый смысл, в ходе реализации эта идея окажется полумерой и не приведет к кардинальному уменьшению потока обращений российских граждан в ЕС.

Почему? Потому что болезнь намного глубже, и реформированием одной только надзорной системы конечной цели не достичь. Дело в том, что, во-первых, не изжиты массовое хамство и бюрократические извращения в системе исполнительной власти, которая наплевательски относится к правам человека и гражданина. Предложение о принятии закона об административных процедурах, которые бы защищали права граждан во взаимоотношениях с чиновниками, было утоплено, и такого закона до сих пор нет. Административная реформа идет, фактически не затрагивая этого пласта проблем.

Второй порог, о который непременно споткнется реализация идеи, – телефонное право. К сожалению, многие вопросы в России решаются по-прежнему по звонку, и судебная система не только не стала лучше по сравнению с советскими временами, она в этой части просто деградировала. Для нее зависимость от исполнительной власти стала уже притчей во языцех.

Третья причина – коррумпированность судей. Иностранные инвесторы хорошо знают, кому и сколько нужно заплатить, чтобы получить в российских судах нужное решение. А коррумпированность суда напрямую сказывается и будет сказываться и на интересах обычного россиянина в отстаивании им своих прав.

И, наконец, над российским правосудием тяготеют старые традиции – как более давние, так и тоталитарные, когда суд являлся винтиком в общем механизме государства, стоял на страже интересов государства, а не закона, а не прав граждан. Поэтому сводить все только к совершенствованию законодательства, к оптимизации надзорной инстанции означает закрывать глаза на общий кризис. А его не преодолеть путем реформирования только надзорного «этажа» нашей судебной системы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1774
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1115
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
809
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1094

Другие новости