Напряженную дискуссию вызвало в столичном адвокатском сообществе заявление адвоката Александра Дудкина, который назначен защитником Бориса Березовского, обвиняемого в хищении у «Аэрофлота» 214 млн. руб. В интервью «Известиям» адвокат сообщил, что интереса к этому делу у него нет, оно ему «абсолютно по фигу». Адвокатскую палату Москвы позиция коллеги озадачила. Зато у самого Березовского такое же отношение к процессу, как и у адвоката, которого он ни о чем не просил.
Нотки безразличия проскальзывали и в других пассажах адвоката. Вот как, к примеру, он ответил на вопрос, как стал защитником Березовского: «К нам (в юридическую контору № 4. – «НГ») пришла телефонограмма из суда. Заведующий посмотрел, кто из ребят свободен, оказалось, что я. Вызвал меня шеф и спросил: «Посидишь на процессе?». А мне что, я не возражал».
«Защитник не имеет права демонстрировать безразличие к порученному делу», – заявил вчера в эфире радиостанции «Эхо Москвы» член Совета Адвокатской палаты Москвы Александр Аснис. По его словам, не исключено, что высказывания защитника Дудкина будут иметь серьезные профессиональные последствия.
«Я комментарии по радио слышал и был тоже вначале шокирован высказываниями адвоката Дудкина, – сказал корреспонденту «НГ» глава Адвокатской палаты Москвы Генри Резник. – Его фраза «дело Березовского мне абсолютно по фигу» воспринимается как полная дискредитация профессии. Но у меня правило: делать выводы не из чужих слов, а на основании анализа подлинника». По мнению Генри Резника, фраза, которая пошла гулять в СМИ, вырвана из контекста. «Между прочим, адвокат Дудкин материалов дела Березовского и в руках не держал, – отметил наш собеседник. – Самое главное, он в интервью прямо заявляет, что дело не в личности подсудимого: Березовский, не Березовский – он должен защищать, это его обязанность. Я лично не усматриваю здесь оснований для возбуждения дисциплинарного производства».
Тем не менее глава Адвокатской палаты Москвы заявил «НГ», что его мнение – не истина в последней инстанции, и если кто-то из вице-президентов палаты усмотрит в этом интервью нарушения профессиональной этики адвоката или закона, дисциплинарное производство может быть возбуждено.
Представители Генпрокуратуры РФ вчера официально не комментировали высказывания назначенного защитника Бориса Березовского. Хотя в свое время за «ненадлежащее выполнение обязанностей по защите» экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского Генпрокуратура инициировала через Росрегистрацию процедуру лишения адвокатского статуса Каринны Москаленко. Вопрос в том, как сейчас поведут себя представители прокуратуры и не вызовет ли их реакция на заявления Александра Дудкина дискуссию о возможности двойных стандартов в надзоре за осуществлением правосудия.