Спикер Совета Федерации Сергей Миронов внес в Думу поправки, предлагающие резко ограничить количество наружной рекламы на улицах и площадях российских городов. По его мнению, такая реклама должна исчезнуть из исторических центров Москвы, Петербурга и региональных столиц. Одновременно спикер СФ требует ввести большие штрафы для нарушителей. Соответствующие законопроекты в Думу уже внесены и встретили там понимание.
Отмечается, правда, явно предвыборный характер инициативы. А некоторые думские эксперты даже настаивают: таким образом Миронов пытается дать асимметричный ответ на недавнее решение московских властей демонтировать билборды с рекламой эсэров.
Группа сенаторов во главе с Сергеем Мироновым вводит в действующий закон о рекламе понятие «исторический центр городов Москва и Санкт-Петербург и столиц субъектов РФ». Четкие границы данных зон каждому субъекту предлагается установить самостоятельно. В таких исторических центрах, по замыслу Миронова, наружной рекламы в любом ее виде – щиты, растяжки, стенды, строительные сетки, электронные табло и даже воздушные шары и аэростаты – быть не должно совсем.
Лидер эсэров предлагает также дополнительные ограничения, которые выведут наружную рекламу за пределы значительного количества улиц не только Москвы или Питера, но и любого российского городка, отметившего хотя бы сотню-другую лет со дня своего основания. Более того, Мироновым понятие объектов культурного наследия трактуется настолько широко, что под него может подпасть фактически любое здание или сооружение. Причем если какой-то объект пока всего лишь изучается на предмет того, не является ли он памятником, и по нему уже назначена историко-культурная экспертиза, то рекламу надо снимать даже на этой предварительной стадии. И не только с данного объекта, но и со всей окружающей его местности в радиусе 500 метров. Для отказавшихся подчиняться ограничениям Сергей Миронов предлагает крупные штрафы.
Наказывать предполагается не только рекламодателей и рекламораспространителей, но и собственников памятников историко-культурного наследия, их арендаторов или управляющих. Юридических лиц ждут штрафы до 1 млн. руб. Нетрудно заметить, что все эти законопроекты составлены специально под всем известные московские реалии. А их, как известно, во время избирательной кампании станет разоблачать депутат ГД Александр Лебедев, чьи билборды недавно были сняты по всей Москве потому, что их признали политической рекламой. В «Справедливой России» не отрицают, что ситуация в столице стала поводом для написания соответствующих законопроектов, но отказываются признавать наличие предвыборной подоплеки. По словам первого заместителя лидера думской фракции СР Ивана Харченко, идея обсуждалась на президиуме политсовета партии уже больше месяца назад: «Это плановый законопроект, призванный изменить нынешнюю нетерпимую ситуацию». В отличие от Харченко думские коммунисты к Миронову отнеслись более строго. Сергею Миронову, сказал «НГ» первый зампредседателя ЦК КПРФ Иван Мельников, не стоило бы выступать с такой инициативой: «Именно его партия во время выборов в Заксобрание Петербурга просто до тошноты довела ленинградцев своими рекламными щитами, завесив ими весь город, включая исторический центр».