Сергей Миронов: «Считаю, что все-таки этот договор не нужен... Но мы убрали в нем ключевое звено...».
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Вчера состоялось последнее «весеннее» заседание Совета Федерации. Пунктов в повестке дня накопилось более 80, поэтому сенаторам, жаждущим побыстрее уйти на каникулы, пришлось скакать галопом по Европам. В режиме цейтнота верхняя палата одобрила трехлетний бюджет страны, отвергнутый ранее договор о разграничении полномочий между федеральным Центром и Татарстаном, а также ввела 10-летний ценз оседлости для членов Совета Федерации.
Элитные лоббисты
Все уговоры не устраивать дискуссий и оперативно голосовать оказались напрасными, когда дело дошло до пункта повестки, предлагающего изменить порядок формирования самого Совета Федерации. Напомним, что в Послании президента прозвучало предложение ввести правило, согласно которому сенатор должен проживать в совокупности не менее 10 лет в том субъекте, интересы которого он представляет в верхней палате. Спикер Сергей Миронов оперативно отреагировал на президентское Послание и выступил с соответствующим законопроектом.
Главный докладчик – сенатор от Калининградской области Николай Тулеев – подчеркнул: существенное дополнение состоит в том, что данное новшество никак не затронет интересы действующих членов верхней палаты. В том числе в случае их повторного избрания от регионов, которые они представляют.
Однако даже такую редакцию сенаторы сочли покушением на свои права. Представитель Тувы Людмила Нарусова заявила, что регионы должны иметь сильных лоббистов в лице своих сенаторов: «Условия там не всегда дают возможность воспитать на месте такого политика, который сможет пробивать нужные проекты в московских кабинетах». Сенатор предложила также распространить «привязку к региону» на всех членов парламента, то есть и на проживающих в Москве депутатов Госдумы, которые имеют право возглавлять партийные списки в других областях.
Масла в огонь подлила предложенная Госдумой поправка, предусматривающая нераспространение 10-летнего ценза оседлости на «военнослужащих, прокуроров а также сотрудников МВД, ФСКН и следственных органов». Данные госслужбы предполагают принцип экстерриториальности, пояснил докладчик. «Совершенно не понимаю логику появления силовых структур в данном законопроекте, – не удержался сенатор от Красноярского края Вячеслав Новиков. – У нас очень много есть категорий, которые не вольны жить там, где им предложено». По словам представителя Калужской области Валерия Сударенкова, исключения вымарывают суть закона. «Циолковский, родившийся в Рязани, никогда не смог бы стать сенатором от Рязани, – отметил парламентарий. – Это же абсурд!» Помимо деятелей науки и культуры было предложено включить в число исключительных категорий дипломатов. «При всем уважении мы не вправе делать исключений для других категорий граждан, так как эти исключения приобретут бесконечный характер», – парировал Тулеев.
В итоге после показательных дебатов сенаторы подавляющим числом голосов высказались за законопроект, внесенный спикером Мироновым, однако предложили уже к осени подготовить пакет поправок. «Из игры выводится целая элитная группа, – отметил сенатор от Северной Осетии Валерий Кадохов. – Члены правительства, заместители министров и ряд других категорий, включая кремлевскую администрацию. Это полная дискриминация! Если кто-то обратится в Конституционный суд, то вы знаете, какое решение он примет». «На то мы и парламент, – подвел итоги Тулеев. – Если жизнь подскажет необходимость в урегулировании, никто нам не помешает сделать какие-то уточнения».
Вчитаются – не захотят
Новая редакция договора о разграничении полномочий между федеральным Центром и Татарстаном, ранее отклоненного Советом Федерации, на этот раз возражений не вызвала. «Мы отклонили закон в связи с наличием ряда замечаний к тексту, – напомнил сенатор Рафгат Алтынбаев. – В договоре отсутствовали ссылки на федеральный закон. Кроме того, мы выступили против статьи о статусе Республики Татарстан, поскольку стороны не вправе договариваться о действии норм Конституции, имеющих высшую юридическую силу».
Уточненная редакция закона, подписанная президентом и принятая Госдумой, полностью удовлетворила сенаторов. «В предыдущей формулировке федеральное законодательство как бы вылетало из ситуации, – рассказал корреспонденту «НГ» председатель комитета по конституционному законодательству Юрий Шарандин. – Теперь оно четко прописано. Это означает, что все самостоятельные движении региона по поводу внешнеэкономических или внешнеполитических связей будут регламентироваться федеральным конституционным законом, у которого большая юридическая сила. Когда задают вопрос, последуют ли за Татарстаном другие регионы, я отвечаю: если внимательно вчитаются в договор – не захотят».