Стало уже привычным слышать о том, что мы живем в мире, который характеризуется глобализацией. Однако далеко не все понимают, что процесс глобализации протекает поэтапно. Сейчас мы находимся на втором этапе: этапе мобильности.
На первом этапе глобализации, когда произошла либерализация потоков капитала и товаров, плоды глобализации пожинали прежде всего развитые страны и их основные торговые партнеры, в частности Бразилия, Индия и Китай. Сейчас, когда мы вступаем в новую эпоху, эпоху мобильности, все большее число людей будет пересекать границы. В поисках возможностей и лучшей жизни они могут постепенно избавляться от оков вопиющего неравенства и ускорять прогресс во всех развивающихся странах.
Приведем лишь один пример: в 2006 году мигранты перевели в свои родные страны 264 млрд. долл., и эта сумма в три раза превышает совокупный объем всей международной помощи. В некоторых странах жизнь одной трети семей зависит от этих денежных переводов. Во всех развивающихся странах денежные переводы являются той основой, которая позволяет людям пользоваться услугами секторов здравоохранения и образования и заниматься предпринимательской деятельностью на низовом уровне.
Более свободное передвижение людей способствует развитию глобальной экономики. Когда той или иной больнице в Лондоне необходимы медсестры, она находит их в Гане или Сьерра-Леоне. Когда компания «Гугл» ищет программистов, их поставщиком зачастую являются развивающиеся страны. До настоящего времени это передвижение людей приносило блага главным образом более богатым государствам и порождало обеспокоенность по поводу утечки умов в более бедных странах. Однако мы начинаем все лучше понимать, каким образом можно сделать так, чтобы миграция приносила блага всем.
Тем не менее, вместо того чтобы проанализировать выгоды в области развития, которые сулит миграция, правительства проявляют медлительность в плане адаптации к новым условиям. Результатами этого являются беспрецедентные масштабы незаконной иммиграции, социальная напряженность, дискриминация, утрата веры в правительство и укрепление позиций преступных группировок.
В предшествующие эпохи миграция имела аналогичные масштабы. На рубеже XX века примерно 3% населения всего мира «находились в движении». По оценкам ООН, сейчас, спустя 100 лет, насчитывается 191 млн. международных мигрантов, что в процентном отношении почти сопоставимо с показателями прошлого. И это число продолжает расти. В одном из новых докладов ОЭСР указывается, что в 2005 году в развитых странах число «постоянных» мигрантов увеличилось примерно на 10%.
Сегодня мигранты передвигаются более быстро и легко благодаря низкой стоимости пассажирских перевозок. Интернет, а также телефонная связь и спутниковое телевидение, которые доступны по ценам, позволяют им постоянно находиться в контакте с оставшимися на родине близкими. Банки, которые осуществляют электронные переводы средств, позволяют им мгновенно переводить заработанные тяжелым трудом деньги своим семьям. В то же время глобализация радикально изменила наши рынки рабочей силы, а все большее экономическое неравенство (наряду со стихийными и антропогенными бедствиями) способствует все более масштабной эмиграции. Именно в силу этой текучести мы называем нашу эпоху эпохой мобильности.
В сентябре 2006 года, впервые в истории, ООН провела встречу на высшем уровне по вопросам миграции. Ее участники поддержали предложение о создании Глобального форума по миграции и развитию, которое было выдвинуто моим предшественником. Форум впервые начал свою работу 9 июля в Брюсселе, и в нем принимают участие около 800 делегатов из более чем 140 стран.
Глобальный форум представляет собой важный первый шаг в контексте наших усилий, направленных на то, чтобы поставить потенциал, который таит в себе миграция, на службу развитию. Мы узнаем, в частности, о программе IntEnt в Нидерландах, которая помогла мигрантам создать примерно 200 компаний в их родных странах; о микробанках в Мексике, которые позволяют местным общинам эффективно использовать получаемые денежные переводы в целях инвестирования в секторах образования, здравоохранения и предпринимательства; о Международном кодексе практики найма медицинских работников на основе этических норм (Соединенное Королевство/Южная Африка); и о том, как законы о двойном гражданстве позволяют мигрантам играть более активную роль в процессе развития, давая им возможность использовать свои капиталы, знания и связи у себя на родине.
Мы не можем уйти от того факта, что миграция способна иметь также негативные последствия. Глобальный форум по вопросам миграции дает возможность рассматривать эти проблемы всеобъемлющим и упредительным образом, так, чтобы выгоды, получаемые благодаря миграции, реализовывались в полной мере в развивающихся и промышленно развитых странах. Ключом к этому являются имеющие важнейшее значение для наших общих глобальных человеческих ценностей терпимость, общественное признание, образование и взаимная открытость перед лицом культурных различий.
Миграция может принести огромную пользу. Если мы будем учитывать существующие реалии и начнем обстоятельный и нацеленный на перспективу разговор о том, каким образом лучше реализовывать наши общие интересы, мы сможем совместными усилиями ускорить наступление третьего этапа глобализации – долгожданной эры, когда невиданно большое число людей впервые получат доступ к богатствам этого мира.